Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЕТЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 409

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Царёва
Схемы разных видов плетения: 1 – твайн; 2 – килим; 3 – простое прямое переплетение; 4 – обкрутка; 5 – простое цепляние; 6 – диагональное переплетение с множеством р...

ПЛЕТЕ́НИЕ, древ­ней­шая тек­стиль­ная тех­ни­ка, при­ме­няе­мая для про­из­вод­ства из­де­лий из при­род­ных длин­ных и гиб­ких ма­те­риа­лов (позд­нее так­же из ни­тей тек­стиль­ных). Наи­бо­лее ран­ние (ве­ро­ят­но, с па­лео­ли­та) ви­ды П. – кор­зи­но- и ци­нов­ко­пле­те­ние, по-ви­ди­мо­му став­шие впо­след­ст­вии ро­до­на­чаль­ни­ка­ми тка­че­ст­ва. Они вы­пол­ня­ют­ся жё­ст­ки­ми, от­но­си­тель­но ко­рот­ки­ми, ра­бо­чи­ми эле­мен­та­ми: пру­тья, стеб­ли, кор­ни рас­те­ний, паль­мо­вые во­лок­на, лы­ко, во­ло­сы, по­лос­ки ко­жи, су­хо­жи­лия, кет­гут (ни­ти из ки­шок) и т. п. Ис­поль­зу­ют­ся тех­ни­ки твай­на (рис., 1), ки­ли­ма (рис., 2), разл. ва­ри­ан­тов пря­мых (рис., 3) и об­кру­точ­ных (рис., 4) пе­ре­пле­те­ний. Эти ви­ды П. до­ны­не про­из­во­дят­ся толь­ко вруч­ную.

К кор­зи­но­пле­те­нию (ло­зо­пле­те­нию) от­но­сит­ся из­го­тов­ле­ние круп­ных объ­ём­ных форм – кор­зин и др. ём­ко­стей, пред­ме­тов ут­ва­ри, ме­бе­ли, стен и крыш строе­ний, плет­ней, по­во­зок, ры­бо­лов­ных вер­шей (см. в ст. Ло­вуш­ки ры­бо­лов­ные), го­лов­ных убо­ров, пле­че­вой оде­ж­ды, обу­ви (лап­ти, сан­да­лии и др.) и т. п. Ци­нов­ко­пле­те­ни­ем из­го­тав­ли­ва­ют ков­ры и др. пло­ско­ст­ные из­де­лия (ро­го­жа, па­ру­са). Плот­ность П. мо­жет варь­и­ро­вать от ма­лой (плет­ни) до очень вы­со­кой (во­до­не­про­ни­цае­мые кор­зи­ны у ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии, меш­ки из тра­вы у на­ро­дов При­аму­рья и т. п.).

От­ли­чит. осо­бен­ность се­те­пле­те­ния (см. Се­ти ры­бо­лов­ные) и кру­же­во­пле­те­ния (см. Кру­же­во) – их раз­ре­жен­ная струк­ту­ра, соз­да­вае­мая ме­то­дом це­п­ля­ния друг за дру­га од­ной и бо­лее ра­бо­чих ни­тей (рис., 5). Тесь­ма, поя­са, ме­тал­лич. це­пи из­го­тав­ли­ва­ют­ся од­ной или не­сколь­ки­ми груп­па­ми ра­бо­чих эле­мен­тов (ни­ти, лен­ты) в диа­го­наль­ных пе­репле­те­ни­ях (ко­со­пле­те­ние) (рис., 6). К П. от­но­сят так­же ба­сон­ные (см. Ба­сон) и др. из­де­лия, соз­да­вае­мые из ни­тей (в т. ч. ме­тал­ли­че­ских) со­че­та­ни­ем разл. тех­ник (с кру­че­ни­ем, уз­ло­вя­за­ни­ем, диа­го­наль­ный твайн, ма­кра­ме и др.).

Лит.: Emery I. The primary structures of fabrics: an illustrated classification. Wash., 1980; Whiteford A. H. Southwestern Indian baskets: their history and their makers. Santa Fe, 1988; Barber E. J. W. Prehistoric textiles: the deve­lopment of cloth in the Neolithic and Bronze Ages with special reference to the Aegean. Princeton, 1991.

Вернуться к началу