КОНОПЛЯ́
-
Рубрика: Биология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНОПЛЯ́ (Cannabis), род однолетних трав сем. коноплёвых. Стебли прямостоячие (выс. 1–3 м), опушённые жёсткими волосками, вздутыми в основании. Листья пальчато-сложные из 3–7 (редко 9–11) листочков, по краю крупнопильчатых. Растения чаще двудомные (мужские мельче женских), изредка однодомные. Последние обычно женские, но формируют и мужские (тычиночные) цветки. По разным оценкам, род включает либо 1 вид – К. посевную (C. sativa), либо 3 вида – К. посевную, К. индийскую (C. indica) и К. сорно-полевую (C. ruderalis). Основанием для выделения видов служит признак неопадающих или опадающих при созревании орешков. Неопадающие орешки свойственны К. посевной, а опадающие, отличающиеся мраморным рисунком поверхности, – двум др. видам. Для К. характерна разная степень ветвления, наличие крупно- и мелкоорешковых форм. В естеств. среде обитания К. встречается гл. обр. в долинах рек, по склонам оврагов, в песках, а также в преобразованных человеком ландшафтах, на стойбищах скота, как сорное – в посевах, на огородах. Возможно, естеств. ареал дикорастущей К. охватывает некоторые азиат. степи, нижние пояса гор Кавказа, Алтая и Ср. Азии до сев.-зап. части Гималаев.
Виды К. – культурные растения короткого дня и поздних сроков цветения и плодоношения, а следовательно, теплоумеренного и субтропич. типов климата. В Сев. Индии и Сев. Китае культурные виды К. известны с нач. 1-го тыс. до н. э., в евразиатских степях – с 5 в. до н. э. В Древней Греции, Египте и на Ближнем Востоке К. не была известна до начала н. э. Изначально К. посевная выращивалась как прядильное и пищевое растение. Мужские особи с более тонкими побегами, бледно-зелёными цветками с 5 тычинками и с крупными пыльниками, густо усаженными жёлтыми желёзками, женские – крупнее, более облиствены, соцветия их сжатые, цветки с цельным, малозаметным околоцветником и 2 торчащими рыльцами; в России в быту мужские особи называются «посконь», а женские – «матёрка». Довольно грубое, но прочное и устойчивое к гниению волокно К. (пенька) долгое время использовалось при изготовлении канатов, верёвок, сетей, тканых парусов, тарной мешковины, а также одежды (для этих целей применялось более тонкое волокно поскони – отсюда «посконная рубаха»). Отходы от обработки волокна (пакля) также использовались как упаковочный и набивочный материал, ими конопатили пазы брёвен при строительстве изб, утепляли полы и т. д. Площади, занятые под посевную К., особенно увеличились в эпоху расцвета парусного флота (Россия длительное время экспортировала пеньку). Затем роль К. как текстильного сырья упала, но ещё в 1950-е гг. мировые посевные площади под К. достигали 1 млн. га. Из семян получали жирное масло (его содержание 18–35%), которое, как и дроблёные семена, шло в пищу, а также использовалось как техническое (для освещения, пропитки и полировки, изготовления красок, лаков, мыла, олифы). Жмых, остающийся после отжима масла, служил ценным кормом для скота. В голодные годы он спасал от гибели и людей. Конопляное семя – излюбленный корм мн. певчих и декоративных птиц.
Трава К., содержащая смесь специфич. соединений (каннабинолов), обладает антисептическим (способствует заживлению ран), акарицидным (гл. обр. в борьбе с чесоточными клещами), анестезирующим (при зубной боли, разл. травмах) действием; применяется для лечения некоторых глазных заболеваний. Известно также, что каннабинолы (особенно Δ9-тетрагидроканнабинол, см. формулу) обладают галлюциногенными наркотич. свойствами; они накапливаются преим. в юж. расах индийской К. (у сев. рас их содержание низкое). В Индии, Афганистане и Иране из К. готовили разные варианты наркотиков – ганжу, чарас (чарс), бханг (банг, банд), нашу (анаша, араб. аналоги – гашиш, кейф). В смеси с рядом др. наркотиков из гашиша делают марихуану (и её аналоги). В 1961 была разработана и подписана всеми государствами, входящими в ООН, Конвенция о наркотич. средствах, в число которых вошли и препараты из К.; началась плановая борьба с их произ-вом, в т. ч. с посевами и зарослями К. в разных странах. Селекция разл. сортов К. в течение мн. веков её возделывания шла в юж. и сев. странах в разных направлениях. В сев. регионах использование совр. однодомных сортов посевной К. с низким содержанием каннабинолов, высоким выходом волокон (до 30%) и целлюлозы позволяет выращивать К. как ценную лубоволокнистую культуру (в России на площади 10 тыс. га, 2007).