ПОМПЕЯ́НСКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМПЕЯ́НСКИЙ СТИЛЬ, помпейский стиль (франц. style pompéien), направление в архитектуре, оформлении интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, основанное на использовании мотивов др.-рим. зодчества и искусства. Распространению П. с. в европ. иск-ве способствовали первые публикации о результатах раскопок Геркуланума и Помпей (с 1740-х гг.). Впервые эти мотивы использовали посетившие Италию Ш. Л. Клериссо (интерьеры особняка Л. Гримо де ла Реньера в Париже, 1773–74; 1779–81, совм. с Э. де Лавалле-Пуссеном; не сохр.) и Р. Адам (Этрусская комната в поместье Остерли-парк-хаус под Лондоном, 1773–74). Помимо знакомства с др.-рим. архитектурой и помпеянскими стилями, они вдохновлялись также иск-вом этрусков (отсюда другое назв. в 18 в. – «этрусский стиль»), гротесками и публикациями Дж. Б. Пиранези, посвящёнными античным вазам, канделябрам, саркофагам и т. д. Этот стиль нашёл отражение в дизайне мебели (в т. ч. изящные треножники, т. н. l’athénienne) и живописно-скульптурной декорации интерьеров. Ч. Камерон также использовал «помпеянские мотивы» в оформлении ряда интерьеров Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе (1780-е гг.). П. с. сохраняет значение и в эпоху ампира (напр., Ванная комната Наполеона I в замке Рамбуйе, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, нач. 1810-х гг.), однако к сер. 19 в. он становится одним из проявлений историзма – у Л. фон Кленце, А. П. Брюллова («Помпейская столовая» в Зимнем дворце в С.-Петербурге, 1836–39; не сохр.), В. П. Стасова («Помпейская галерея» в Зимнем дворце, 1838, не сохр.), А. И. Штакеншнейдера (интерьеры Мариинского дворца в С.-Петербурге, 1839–44; Царицын павильон в Верхнем Петергофе, стилизованный под помпейскую виллу, 1842–44) и др. Имитация знаменитых образцов др.-рим. вилл встречается во Франции («Помпеянский дом» принца Наполеона Жерома Бонапарта в Париже, 1856–60, арх. А. Н. Норман; разрушен), Великобритании, Германии («Помпеянум» короля Людовика I в Ашаффенбурге, 1842–49, арх. Ф. фон Гертнер), в 20 в. также в США. Помпейские мотивы встречаются в архитектуре сов. неоклассицизма 1930–50-х гг. (архитекторы А. В. Власов, Г. П. Гольц, А. Н. Душкин, Б. Д. Хилькевич и др.).