Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОМПЕЯ́НСКИЙ СТИЛЬ

Авторы: А. К. Дежурко
Помпеянский стиль. «Помпейская столовая» в Зимнем дворце в С.-Петербурге (1836–39, архитектор А. П. Брюллов; не сохранилась). Акварель К. А. Ухтомского. 1864. Эрмитаж (С.-Петербург).

ПОМПЕЯ́НСКИЙ СТИЛЬ, пом­пей­ский стиль (франц. style pompéien), на­прав­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре, оформ­ле­нии ин­терь­е­ров и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве, ос­но­ван­ное на ис­поль­зо­ва­нии мо­ти­вов др.-рим. зод­че­ст­ва и ис­кус­ст­ва. Рас­про­стра­не­нию П. с. в ев­роп. иск-ве спо­соб­ст­во­ва­ли пер­вые пуб­ли­ка­ции о ре­зуль­та­тах рас­ко­пок Гер­ку­ла­ну­ма и Пом­пей (с 1740-х гг.). Впер­вые эти мо­ти­вы ис­поль­зо­ва­ли по­се­тив­шие Ита­лию Ш. Л. Кле­рис­со (ин­терь­е­ры особ­ня­ка Л. Гри­мо де ла Рень­е­ра в Па­ри­же, 1773–74; 1779–81, совм. с Э. де Ла­вал­ле-Пус­се­ном; не сохр.) и Р. Адам (Эт­рус­ская ком­на­та в по­ме­стье Ос­тер­ли-парк-ха­ус под Лон­до­ном, 1773–74). По­ми­мо зна­ком­ст­ва с др.-рим. ар­хи­тек­ту­рой и пом­пе­ян­ски­ми сти­ля­ми, они вдох­нов­ля­лись так­же иск-вом эт­ру­сков (от­сю­да дру­гое назв. в 18 в. – «эт­рус­ский стиль»), гро­те­ска­ми и пуб­ли­ка­ция­ми Дж. Б. Пи­ра­не­зи, по­свя­щён­ны­ми ан­тич­ным ва­зам, кан­де­ляб­рам, сар­ко­фа­гам и т. д. Этот стиль на­шёл от­ра­же­ние в ди­зай­не ме­бе­ли (в т. ч. изящ­ные тре­нож­ни­ки, т. н. l’athénienne) и жи­во­пис­но-скульп­тур­ной де­ко­ра­ции ин­терь­е­ров. Ч. Ка­ме­рон так­же ис­поль­зо­вал «пом­пе­ян­ские мо­ти­вы» в оформ­ле­нии ря­да ин­терь­е­ров Боль­шо­го (Ека­те­ри­нин­ско­го) двор­ца в Цар­ском Се­ле (1780-е гг.). П. с. со­хра­ня­ет зна­че­ние и в эпо­ху ам­пи­ра (напр., Ван­ная ком­на­та На­по­ле­о­на I в зам­ке Рам­буйе, ар­хи­тек­то­ры Ш. Пер­сье и П. Фон­тен, нач. 1810-х гг.), од­на­ко к сер. 19 в. он ста­но­вит­ся од­ним из про­яв­ле­ний ис­то­риз­ма – у Л. фон Клен­це, А. П. Брюл­ло­ва («Пом­пей­ская сто­ло­вая» в Зим­нем двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге, 1836–39; не сохр.), В. П. Ста­со­ва («Пом­пей­ская га­ле­рея» в Зим­нем двор­це, 1838, не сохр.), А. И. Шта­кенш­ней­де­ра (ин­терь­е­ры Ма­ри­ин­ско­го двор­ца в С.-Пе­тер­бур­ге, 1839–44; Ца­ри­цын па­виль­он в Верх­нем Пе­тер­го­фе, сти­ли­зо­ван­ный под пом­пей­скую вил­лу, 1842–44) и др. Ими­та­ция зна­ме­ни­тых об­раз­цов др.-рим. вилл встре­ча­ет­ся во Фран­ции («Пом­пе­ян­ский дом» прин­ца На­по­ле­о­на Же­ро­ма Бо­на­пар­та в Па­ри­же, 1856–60, арх. А. Н. Нор­ман; раз­ру­шен), Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии («Пом­пея­нум» ко­ро­ля Лю­до­ви­ка I в Ашаф­фен­бур­ге, 1842–49, арх. Ф. фон Герт­нер), в 20 в. так­же в США. Пом­пей­ские мо­ти­вы встре­ча­ют­ся в ар­хи­тек­ту­ре сов. нео­клас­си­циз­ма 1930–50-х гг. (ар­хи­тек­то­ры А. В. Вла­сов, Г. П. Гольц, А. Н. Душ­кин, Б. Д. Хиль­ке­вич и др.).

Лит.: Gautier T., Houssaye A., Coligny C. Le Palais pompéien de l’avenue Montaigne. P., [1866]; Doering B. Pompeji an der Alster: Nach­leben der Antike um 1800. Hamb., 1995.

Вернуться к началу