Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕРИССО́ ШАРЛЬ ЛУИ

Авторы: А. Н. Шукурова

КЛЕРИССО́ (Clérisseau) Шарль Луи (кре­щён 28.8.1721, Па­риж – 19.1.1820, Отёй, деп-т Се­ны), франц. ри­со­валь­щик, ар­хи­тек­тор и ар­хео­лог. Учил­ся в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры в Па­ри­же у Г. Ж. Боф­ра­на; пен­сио­нер ака­де­мии в Ри­ме (1749–54). По­лу­чил зва­ние ар­хи­тек­то­ра-жи­во­пис­ца Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры в Па­ри­же (1769). Свои­ми ра­бо­та­ми спо­соб­ст­во­вал пе­ре­ори­ен­та­ции иск-ва клас­си­циз­ма с ре­нес­санс­ных на ан­тич­ные об­раз­цы. 

Ш. Л. Клериссо. «Комната попугая» («Руинная комната») в монастыре Сантиссима-Тринита-деи-Монти в Риме. Гуашь, акварель. Ок. 1766. Музей Фицуильяма (Кембридж).

В Ита­лии, где К. жил до 1767, он сбли­зил­ся с кру­гом эн­ту­зиа­стов изу­че­ния ан­тич­но­сти (в т. ч. с Дж. Б. Пи­ра­не­зи, И. И. Вин­кель­ма­ном, кар­ди­на­лом Алес­сан­д­ро Аль­ба­ни). Ис­сле­до­вал руи­ны Вил­лы Ад­риа­на в Ти­во­ли, двор­ца имп. Ди­ок­ле­тиа­на в Спо­ле­то (ны­не Сплит; вме­сте с брать­я­ми Дж. и Р. Адам; ри­сун­ки К. и др. ис­поль­зо­ва­ны в кни­ге бр. Адам об этом двор­це, 1764), на юге Фран­ции (из­дал ув­раж о древ­но­стях Ни­ма, 1778). Соз­да­вал гра­фич. лис­ты (гуа­ши, ак­ва­ре­ли) с то­по­гра­фич. ви­да­ми клас­сич. ру­ин, так­же в жан­ре ка­прич­чио (круп­ней­шая кол­лек­ция при­об­ре­те­на в 1779 имп. Ека­те­ри­ной II, ны­не – в Эр­ми­та­же, С.-Пе­тер­бург). Вы­пол­нил де­кор мо­на­ше­ской ке­льи, в ко­то­рой ил­лю­зио­ни­стич. изо­бра­же­ние ар­хит. раз­ва­лин (ин­терь­е­ра рим. хра­ма) сим­во­ли­че­ски пе­ре­да­ёт идеи от­шель­ни­че­ст­ва и брен­но­сти жиз­ни («Ру­ин­ная ком­на­та», или «Ком­на­та по­пу­гая», в мон. Сан­тис­си­ма-Три­ни­та-деи-Мон­ти в Ри­ме, ок. 1766). По не­ко­то­рым све­де­ни­ям, офор­мил сад ру­ин для пред­по­ла­гав­шей­ся Ака­де­мии ис­кусств на вил­ле Ф. Фар­сет­ти в Сан­та-Ма­рия-ди-Са­ла близ Ве­не­ции (1767), ко­фей­ный до­мик на вил­ле Аль­ба­ни в Ри­ме (1764). В уб­ран­ст­ве са­ло­нов в па­риж­ских особ­ня­ках Л. Гри­мо де ла Рень­е­ра ис­поль­зо­вал ор­на­мен­таль­ные мо­ти­вы фре­сок Пом­пей и Гер­ку­ла­ну­ма (1773–74; 1779–81, совм. с Э. де Ла­вал­ле-Пус­се­ном).

Сре­ди ар­хит. про­ек­тов – вил­ла Л. Бо­ре­ли в Мар­се­ле (1767; про­ект из­ме­нён в хо­де строи­тель­ст­ва), Дво­рец гу­бер­на­то­ра в Ме­це (1776–89; ны­не Дво­рец пра­во­су­дия), не­осу­ще­ст­в­лён­ный двор­цо­вый ан­самбль в Цар­ском Се­ле («Рим­ский дом», 1773; под­ска­зав­ший идею цар­скосель­ских со­ору­же­ний Ч. Ка­ме­ро­ну), три­ум­фаль­ная ар­ка в честь по­бе­ды в рус.-тур. вой­не 1768–74 (1782; мо­дель – в му­зее РАХ, С.-Пе­тер­бург). К. кон­суль­ти­ро­вал Т. Джеф­фер­со­на в его ра­бо­те над про­ек­том Ка­пи­то­лия в Рич­мон­де (штат Вир­ги­ния; об­раз­цом по­слу­жил т. н. Квад­рат­ный дом в Ни­ме; 1785). На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1815).

Лит.: Gäbler B. Ch.-L. Clérisseau; Ruin­ma­le­rei. Wörlitz, 1984; McCormick T. J. Ch.-L. Cléris­seau and the genesis of neo-classicism. L. a. o., 1990; Ш.-Л. Кле­рис­со. Ар­хи­тек­тор Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой. СПб., 1997.

Вернуться к началу