ВИ́ЛЛА АДРИА́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИ́ЛЛА АДРИА́НА (Villa Adriana; Villa Hadriana), рим. вилла в 3 км к юго-западу от Тибура (ныне Тиволи), в 25 км к востоку от Рима. Наиболее монументальный и роскошный из дворцово-парковых ансамблей античности (пл. ок. 120 га). Ядро В. А. составила вилла кон. 2 – 1-й пол. 1 вв. до н. э., с криптопортиками, перистилем, нимфеем, мозаичными полами. Перешла в собственность имп. Адриана в качестве приданого его жены Вибии Сабины. В 118–134 н. э. была расширена и перестроена для его летней резиденции, многое – по проектам Адриана, в которых отразилось его увлечение зодчеством Древней Греции и Египта. Некоторые комплексы создавались и названы по образцу памятников и городов, которые посещал Адриан. На разл. уровнях расположены: ансамбль имп. дворца, 3 библиотеки, т. н. Мор. театр, Греч. театр, термы и палестра, т. н. Печиле (Pecile – увеличенная копия афинской стои Пойкиле, пл. 232×97 м; с садом, бассейном, эспланадой), «Каноп» (по назв. эллинистич. города в дельте Нила – колоннады, кариатиды, мраморные лестницы, павильоны, экседра «Серапеум», расположенные вокруг обширного бассейна пл. 119×18 м), храм Венеры, т. н. Академия, Лицей, также нимфеи, парковые террасы, фонтаны и т. п. На вилле была размещена ценнейшая коллекция скульптур и рукописей. С сер. 2 в. В. А. пришла в упадок, позднее была разграблена и разрушена; часть произведений иск-ва имп. Константин Великий в нач. 4 в. вывез в Константинополь. С сер. 15 в. начинаются неконтролируемые раскопки В. А.; с 1870, когда она стала гос. собственностью, ведутся систематич. археологич. исследования и реставрационные работы. Многие произведения иск-ва из В. А. (св. 300 скульптур и др.) украшают разл. коллекции (ныне – в Музеях Ватикана, Археологич. музее в Тиволи и во многих др. музеях мира); на прежнем месте частично сохранились скульптуры и замечательные мозаики. В. А. описана в трудах А. Палладио (1554), Ф. Делорма (1567), Ф. Контини (1668), П. Лигорио (1723). Архитектура В. А. повлияла на зодчество 16–18 вв. (от Д. Браманте, Рафаэля, А. Палладио, Ф. Делорма, Ф. Борромини до Р. Адама и Ч. Камерона), явилась образцом для знаменитых дворцово-парковых ансамблей в Европе. В. А. включена в список Всемирного наследия.