БОРРОМИ́НИ БОРРОМИНО ФРАНЧЕСКО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОРРОМИ́НИ, Борромино (Borromini, Borromino; собственно Кастелли, Castelli) Франческо [25 (или 27).9.1599, Биссоне на оз. Лугано – 2.8.1667, Рим], итал. архитектор. Сын и ученик тессинского архитектора и каменотёса Джованни Доменико Кастелли-Брумино (Castelli-Brumino). Учился в Милане, с 1619 работал в осн. в Риме – вначале гл. обр. под рук. К. Мадерны (скульптурный декор нового портика и др. работы в соборе Св. Петра; каскад виллы Лудовизи во Фраскати, 1621; фасад и фонарь купола ц. Сант-Андреа-делла-Валле, 1621–1623; палаццо Барберини, 1625–32, с 1629 – под рук. Дж. Л. Бернини, оба здания – в Риме). С 1632 архитектор рим. ун-та Сапьенца, где возвёл лучшую из своих построек – ц. Сант-Иво-алла-Сапьенца (1643–48, 1659–62); спиралевидный фонарь (1652), венчающий её купол, символизирует Вавилонскую башню. В Риме Б. построил ц. Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (1634–41, 1665–1667) и предпринял перестройки палаццо Фальконьери (с 1646) и Каподиферро (1652), ц. Сант-Андреа-делле-Фратте (1653–59; фасад – 1816); создал фасад ц. Сант-Аньезе-ин-Агоне (1653–55). Во Фраскати перестроил и расширил виллу Фальконьери (ок. 1667). Постройки Б. отличаются характерными для архитектуры зрелого барокко беспокойной динамикой и прихотливой живописностью как бы перетекающих одна в другую выпуклых и вогнутых форм, криволинейными очертаниями объёмов, обострёнными силуэтами венчающих частей. Свободно используя классич. ордер, Б. изобретал всё новые декоративные детали, с безудержной фантазией усложнял планы своих построек. Сооружал также надгробия, алтари (в ц. Сан-Паоло-Маджоре в Болонье, 1637–45).