ПОМПЕЯ́НСКИЕ СТИ́ЛИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМПЕЯ́НСКИЕ СТИ́ЛИ, четыре типа расписной декорации стены в др.-рим. живописи, последовательно сменяющих друг друга. Намечены Витрувием, в Новое время П. с. были классифицированы нем. археологом А. Мау на примере г. Помпеи; в дальнейшем эта классификация стала применяться к настенной декорации не только Помпей, но и Геркуланума, Стабий, Рима. Росписи 1-го стиля (сер. 2 в. до н. э. – 80 до н. э.), имитирующие кладку стен и архит. детали, выполненные рельефно в штукатурке, почти не нарушают плоскость стены (дом Саллюстия в Помпеях; Самнитский дом в Геркулануме). В росписях 2-го стиля (80 – ок. 20 до н. э.) мастера добиваются иллюзии объёма архит. построений только живописными средствами. Стены помещения «раздвигаются», открывая взору сады, фантастич. пейзажи (дом на Эсквилине, Рим; дом Ливии на Палатине, Рим), картины мифологич. содержания или большие многофигурные композиции (Вилла Мистерий, Помпеи). Декоративные композиции 3-го стиля (ок. 20 до н. э. – ок. 50 н. э.) подчёркнуто плоскостны; однотонно раскрашенная стена расчленена лёгкими изящными колонками (т. н. канделябры), орнаментальными полосами, гирляндами цветов и листьев; центр её занимает небольшая картина – пейзаж, натюрморт, бытовая или мифологич. сцена. Росписи отличаются тонким рисунком и ювелирной отделкой деталей (дом Лукреция Фронтона в Помпеях). Четвёртый стиль (ок. 50 – 79 н. э.), продолжая традиции 2-го стиля, отличается необычайной пышностью, фантастичностью живописных архит. мотивов. Кроме мифологич. композиций (дом Веттиев, Помпеи), иногда изображаются сцены из жизни торговцев и ремесленников. См. иллюстрации к статьям Живопись, Рим Древний.