Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛЬЦ ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ

Авторы: А. Г. Вяземцева
Г. П. Гольц. Шлюз на реке Яуза в Москве. 1937–39. Художник М. Ф. Оленев, скульптор И. А. Рабинович. Фото А. И. Нагаева

ГОЛЬЦ Ге­ор­гий Пав­ло­вич [22.2(6.3).1893, Бол­ше­во Мо­сков­ской губ. – 27.5.1946, Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, гра­фик, д. чл. АА СССР (1939). За­ни­мал­ся жи­во­пи­сью у П. И. Ке­ли­на, учил­ся в МУЖВЗ (1913–1914) у С. В. Но­аков­ско­го, Д. Н. Кар­дов­ско­го и Л. М. Бра­и­лов­ско­го, в СХУМ – Вху­те­ма­се (1918, 1920–22) у Н. А. Ла­дов­ско­го и В. А. Фа­вор­ско­го. В 1924 со­вер­шил по­езд­ку в Ита­лию. Чл. Объ­едине­ния со­вре­мен­ных ар­хи­тек­то­ров (с 1925), МАО (1926–32). Со­труд­ни­чал с А. В. Щусе­вым­ и И. В. Жолтов­ским­. Кон­ст­рук­ти­ви­ст­ские про­ек­ты Г. от­ли­ча­ют­ся клас­сическим по­ни­ма­ни­ем ком­по­зи­ции (банк в Но­во­си­бир­ске, 1925, со­вмест­но с А. В. Швид­ков­ским; пря­диль­ная фаб­ри­ка в Иван­те­ев­ке, 1929, со­вмест­но с М. П. Па­рус­ни­ко­вым и И. Н. Со­бо­ле­вым, и др.), сим­мет­ри­ей фа­са­да (Гос­банк в Мин­ске, 1927), ис­поль­зо­ва­ни­ем мо­ти­вов ар­хи­тек­ту­ры итал. Воз­рож­де­ния (ко­тель­ная Ки­евГРЭС, 1929, оба – со­вмест­но с Па­рус­ни­ко­вым). Со­че­тая чер­ты конструк­ти­виз­ма­ и клас­си­ки, Г. соз­да­вал про­из­ве­де­ния, близ­кие ар деко (в т. ч. проект дио­ра­мы и вод­ной стан­ции в ЦПКиО им. М. Горь­ко­го в Мо­ск­ве, 1932, со­вмест­но с др.). С 1933 ра­бо­тал в ма­стер­ских Мос­со­ве­та над про­ек­та­ми ре­кон­ст­рук­ции Мо­ск­вы: на­бе­режные Мо­ск­вы-ре­ки (1935–37), шлюз на р. Яуза (1937–39; фрес­ки М. Ф. Оле­не­ва, скуль­п­тур­ный де­кор И. А. Ра­би­но­ви­ча), жи­лые до­ма на Ра­уш­ской на­бе­реж­ной (1935–37), на Боль­шой Ка­луж­ской ул. (1939–40, рос­пи­си Оле­не­ва; Гос. пр. СССР, 1941) и др. Про­ек­ти­ро­вал зда­ния те­ат­ров в Мо­ск­ве: ВЦСПС (1933), им. В. Э. Мей­ер­холь­да (1933; оба – со­вмест­но с Па­рус­ни­ко­вым и Со­бо­ле­вым), Ка­мер­но­го (1934; со­вмест­но с С. Н. Ко­жи­ным) и др. С 1934 пре­по­да­вал в АА СССР. Соз­да­вал про­ек­ты ме­мо­риа­лов Вел. Отеч. вой­ны, вос­ста­нов­ле­ния и ре­кон­ст­рук­ции Ста­лин­гра­да (1943–46), Кие­ва (1944), Смо­лен­ска (1944–46). Ис­пол­нял ри­сун­ки и ак­ва­ре­ли (цикл «Ка­пи­та­ли­сти­че­ский мир», 1925–28, в экспрес­си­о­ни­ст­ском сти­ле; ар­хит. пей­за­жи и др.). Офор­м­лял спек­так­ли Моск. те­ат­ра для де­тей («На­ход­ка, или Ма­лют­ка По­ле» Е. Я. Та­ра­хов­ской, 1924) и Те­ат­ра им. Евг. Вах­тан­го­ва в Мо­ск­ве («Элект­ра» Со­фок­ла, со­вмест­но с В. И. Мухи­ной­, 1946), и др. Тра­ги­че­ски по­гиб в ав­то­ка­та­ст­ро­фе.

Лит.: Треть­я­ков Н. Г. Гольц. М., 1969; Бы­ков В. Е. Г. Гольц. М., 1978; Ан­то­нов О. Н. Г. П. Гольц. (Кат. вы­став­ки). М., 2006.

Вернуться к началу