ЛАДО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАДО́ВСКИЙ Николай Александрович [3(15).1.1881, Москва – 18.10.1941, там же], рос. архитектор. Учился в МУЖВЗ (1914–17). В 1918–19 работал в архит. мастерской Моссовета под рук. И. В. Жолтовского. В 1919–20 занимался поисками новой концепции формообразования в архитектуре, опираясь на эксперименты скульптурного кубизма Б. Д. Королёва и др. «левые» течения изобразит. иск-ва; входил в комиссию Живскульптарх, где занимался эксперим. проектами новых типов обществ. зданий: «Храма общения народа», «коммунального дома», Дома Советов (Совдеп) и др. С 1920 Л. руководил Рабочей группой объективного анализа Института художественной культуры (Инхук), где по программе, составленной В. В. Кандинским, исследовались закономерности воздействия произведений иск-ва на психику человека. Творч. дискуссии Живскульптарха и Инхука легли в основу разработанной Л. концепции рационализма. Группу своих единомышленников Л. объединил в 1923 в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), а в 1926 под ред. Л. М. Лисицкого и Л. вышел единственный номер «Известий АСНОВА».
С 1920 преподавал во Вхутемасе – Вхутеине (проф.), создав на его архит. отделении Объединённые мастерские (Обмас). Там Л. разработал новую систему архит. образования, введя в практику преподавания т. н. психоаналитич. метод обучения, развивающий пространственное мышление студентов; этот метод был принят за основу дисциплины «пространство» на Основном отделении Вхутемаса в 1923. После 1930 преподавал в МАРХИ. Теоретич. воззрения Л. воплотились в его проектах 1920-х гг.: Междунар. Красного стадиона на Воробьёвых горах (1924–26, совм. со студентами Вхутемаса и членами АСНОВА), павильона СССР на Междунар. выставке декоративных искусств в Париже (1924), жилого комплекса в Иваново-Вознесенске (1925, совм. с Л. М. Лисицким) и др.
В 1928 Л. основал Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ) для решения градостроит. задач (анализа разл. планировочных схем развития города). Результатом этой работы стало создание принципиально новой концепции развивающегося (динамического) города – «параболы Ладовского» (1930–32), которую он предлагал использовать при реконструкции Москвы; она давала возможность развивать и расширять по оси общегородской центр при сохранении его роли в качестве планировочного ядра. В кон. 1920-х – 1930-е гг. Л. создал проект «Зелёного города» под Москвой (1927–29), участвовал в конкурсах на проекты памятника Х. Колумбу в Санто-Доминго (1929), Дворца Советов в Москве (1931–1932), театра в Свердловске (1931), театра МОСПС (Моск. областного Совета проф. союзов) в Москве (1932). В 1933–1935 Л. возглавил 5-ю планировочную мастерскую Моссовета. В 1930-е гг. в Москве возведены по его проектам жилой дом (1931), наземный павильон станции метро «Красные ворота» (1935), перронный зал станции метро «Дзержинская» (1934–35, сохр. частично).