ГОЛОВИ́Н АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛОВИ́Н Александр Яковлевич [17.2 (1.3).1863, Москва – 17.4.1930, Детское Село Ленингр. обл.], рос. сценограф, живописец и график, д. чл. петерб. АХ (1912), нар. артист Республики (1928). Учился в МУЖВЗ (1881–90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова; в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). Участник выставок «Мира искусства» (с 1899; чл. объединения с 1902), чл. СРХ (с 1903). Работал в театре с 1898, оформлял спектакли моск. Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совм. с К. А. Коровиным; «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906, и др.). В 1901–17 гл. декоратор имп. театров в С.-Петербурге (в 1907–17 работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом).
Один из крупнейших реформаторов рус. и мирового театрально-декорац. иск-ва, Г. создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Изощрённый декоративизм, эмоциональное звучание тонко проработанного цвета свойственны всем лучшим работам Г. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совм. с Коровиным; «Кармен» Ж. Бизе, 1908; «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911, и др.), Александринского театра (в т. ч. «Дон Жуан» Мольера, 1910; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль имп. сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1908) в программе Русских сезонов в Париже. Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Г., повлияв на развитие европ. сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористич. изысканностью музыки балета. По эскизам Г. были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). После 1917 продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на муз. Э. Грига, 1922, ГАТОБ, и др.) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, реж. К. С. Станиславский).
Стилистику живописных панно, близких рус. модерну, Г. успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902–08), портреты деятелей иск-ва – Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, С.-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, ГТГ) и Бориса Годунова (1912, ГРМ); Н. К. Рериха (1907, ГТГ), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, С.-Петербург), К. А. Варламова (1914, Нац. музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, С.-Петербург); автопортреты (1904 и 1912, ГТГ). Занимался дизайном (убранство кустарного отдела рус. павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совм. с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным иск-вом (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совм. с М. А. Врубелем), иллюстрированием книг и журнальной графикой.