Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛОВИ́Н АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков
А. Я. Головин. «Маскарадный зал». Эскиз декорациико 2-й картине драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Клеевая краска, гуашь, белила, золото, серебро. 1917. Центральный театральный музей им. А. А. Бахруши...

ГОЛОВИ́Н Алек­сандр Яков­ле­вич [17.2 (1.3).1863, Мо­ск­ва – 17.4.1930, Дет­ское Се­ло Ле­нингр. обл.], рос. сце­но­граф, жи­во­пи­сец и гра­фик, д. чл. пе­терб. АХ (1912), нар. ар­тист Рес­пуб­ли­ки (1928). Учил­ся в МУЖВЗ (1881–90) у В. Е. Ма­ков­ско­го, В. Д. По­ле­но­ва, И. М. Пря­ниш­ни­ко­ва; в Па­ри­же – в ака­де­мии Ф. Ко­ла­рос­си (1889) у Ж. Э. Блан­ша и в мас­тер­ской Вит­ти у Р. Кол­ле­на и Л. О. Мер­со­на (1897). Уча­ст­ник вы­ста­вок «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (с 1899; чл. объ­е­ди­не­ния с 1902), чл. СРХ (с 1903). Ра­бо­тал в те­ат­ре с 1898, оформ­лял спек­так­ли моск. Боль­шо­го те­ат­ра («Ле­дя­ной дом» А. Н. Ко­ре­щен­ко, 1900, совм. с К. А. Ко­ро­ви­ным; «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» С. В. Рах­ма­нино­ва, 1906, и др.). В 1901–17 гл. де­ко­ра­тор имп. те­ат­ров в С.-Пе­тер­бур­ге (в 1907–17 ра­бо­тал в со­дру­же­ст­ве с В. Э. Мей­ер­холь­дом).

А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (в костюме по эскизу И. Я. Билибина) из одноимённой оперы М. П. Мусоргского. 1912. Русский музей (С.-Петербург).

Один из круп­ней­ших ре­фор­ма­то­ров рус. и ми­ро­во­го те­ат­раль­но-де­ко­рац. иск-ва, Г. соз­дал ори­ги­наль­ный стиль сце­но­гра­фии, ос­но­ван­ный на жи­во­пис­ном един­ст­ве всех эле­мен­тов оформ­ле­ния (зад­ни­ки, ку­ли­сы, за­на­ве­сы, бу­та­фо­рия, кос­тю­мы, свет), це­ло­ст­ном про­стран­ст­вен­ном ви­де­нии спек­так­ля. Изо­щрён­ный де­ко­ра­ти­визм, эмо­цио­наль­ное зву­ча­ние тон­ко про­ра­бо­тан­но­го цве­та свой­ст­вен­ны всем луч­шим ра­бо­там Г. Ав­тор де­ко­ра­ций для Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра («Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки, 1904, совм. с Ко­ро­ви­ным; «Кар­мен» Ж. Би­зе, 1908; «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» К. В. Глю­ка, 1911, и др.), Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра (в т. ч. «Дон Жу­ан» Моль­е­ра, 1910; «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва, 1917, – по­след­ний спек­такль имп. сце­ны, от­ме­чен­ный из­бы­точ­ной рос­ко­шью), так­же при­двор­ных те­ат­ров в Гат­чи­не и Цар­ском Се­ле, Ма­ло­го те­ат­ра в Мо­ск­ве. Уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии опе­ры «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (1908) в про­грам­ме Рус­ских се­зо­нов в Па­ри­же. Соз­дан­ные для этой же ан­тре­при­зы де­ко­ра­ции ба­ле­та «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1910) ста­ли од­ним из луч­ших соз­да­ний Г., по­вли­яв на раз­ви­тие ев­роп. сце­но­гра­фии: тон­кое узо­ро­чье гран­ди­оз­но­го зад­ни­ка (пан­но), та­ин­ст­вен­ное мер­ца­ние кра­сок не­раз­рыв­но свя­за­ны с ко­ло­ри­стич. изы­скан­но­стью му­зы­ки ба­ле­та. По эс­ки­зам Г. бы­ли ис­пол­не­ны те­ат­раль­ные за­на­ве­сы для Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра (1914 и 1917) и Одес­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (1925). По­сле 1917 про­дол­жал ра­бо­тать в те­ат­рах Пет­ро­гра­да (ба­лет «Соль­вейг» на муз. Э. Гри­га, 1922, ГАТОБ, и др.) и Мо­ск­вы («Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, 1927, МХАТ, реж. К. С. Ста­ни­слав­ский).

Сти­ли­сти­ку жи­во­пис­ных пан­но, близ­ких рус. мо­дер­ну, Г. ус­пеш­но ис­поль­зо­вал в де­ко­ра­тив­ных пей­за­жах и на­тюр­мор­тах, так­же в порт­рет­ной жи­во­пи­си: се­рия «Ис­пан­ки» (1902–08), порт­ре­ты дея­те­лей иск-ва – Ф. И. Ша­ля­пи­на в ро­лях Ме­фи­сто­фе­ля (1905, Му­зей-квар­ти­ра И. И. Брод­ско­го, С.-Пе­тер­бург), Де­мо­на (1906, Му­зей ГАБТ), Оло­фер­на (1908, ГТГ) и Бо­ри­са Го­ду­но­ва (1912, ГРМ); Н. К. Ре­ри­ха (1907, ГТГ), М. Н. Куз­не­цо­вой-Бе­нуа в ро­ли Кар­мен (1908, ГЦТМ), М. А. Куз­ми­на (1910, ИРЛИ РАН, С.-Пе­тер­бург), К. А. Вар­ла­мо­ва (1914, Нац. му­зей, Сток­гольм), В. Э. Мей­ер­холь­да (1917, Те­ат­раль­ный му­зей, С.-Пе­тер­бург); ав­то­порт­ре­ты (1904 и 1912, ГТГ). За­ни­мал­ся ди­зай­ном (уб­ран­ст­во кус­тар­но­го от­де­ла рус. па­виль­о­на на Все­мир­ной вы­став­ке 1900 в Па­ри­же, совм. с К. А. Ко­ро­ви­ным) и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным иск-вом (эс­киз май­о­ли­ко­во­го фри­за гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль» в Мо­ск­ве, 1900, совм. с М. А. Вру­бе­лем), ил­лю­ст­ри­ро­ва­ни­ем книг и жур­наль­ной гра­фи­кой.

Соч.: Роль ху­дож­ни­ка в те­ат­ре // Те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во в СССР. 1917–1927. Л., 1927; Встре­чи и впе­чат­ле­ния. Пись­ма. Вос­по­ми­на­ния о Го­ло­ви­не. Л.; М., 1960.

Лит.: Гол­лер­бах ЭФ. А. Я. Го­ло­вин. Жизнь и твор­че­ст­во. Л., 1928; «Мас­ка­рад» Лер­мон­то­ва в те­ат­раль­ных эс­ки­зах А. Я. Го­ло­ви­на. М.; Л., 1941; Ко­ган ДЗ. Го­ло­вин. М., 1960; Бас­се­хес А. И. Те­атр и жи­во­пись Го­ло­ви­на. М., 1970; Аль­мер­дин­ген Б. Го­ло­вин и Ша­ля­пин. Ночь под кры­шей Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Л., 1975; Онуф­рие­ва С. А. Го­ло­вин. Л., 1977; Гоф­ман И. М. Го­ло­вин – порт­ре­тист. Л., 1981; По­жар­ская М. Н. А. Го­ло­вин: Путь ху­дож­ни­ка. Ху­дож­ник и вре­мя. М., 1990.

Вернуться к началу