Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮСТР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 263

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Захаров
Люстр. Блюдо. Испания. 16 в. Частное собрание.

ЛЮСТР (франц. lustre – гля­нец, блеск, от лат. lustro – ос­ве­щать), тон­чай­шая про­зрач­ная плён­ка на гла­зу­ро­ван­ной по­верх­но­сти из­де­лий из ке­ра­ми­ки (фар­фо­ра, фа­ян­са, май­о­ли­ки) и стек­ла; при­да­ёт из­де­лию кра­си­вый блеск, пе­ре­ли­ва­ясь ра­дуж­ны­ми цве­та­ми вслед­ст­вие ин­тер­фе­рен­ции па­даю­щих и от­ра­жён­ных све­то­вых лу­чей. До на­не­се­ния на из­де­лие Л. пред­став­ля­ют со­бой рас­тво­ры в мас­ле, ски­пи­да­ре ре­зи­на­тов (со­лей смо­ля­ных ки­слот), по­лу­чае­мых сплав­ле­ни­ем нит­ра­тов ме­тал­лов с ка­ни­фо­лью; со­дер­жа­ние ме­тал­ла со­став­ля­ет до 6% по мас­се. Жид­кий Л. на­но­сят (ки­стью, рас­пы­ле­ни­ем, шел­ко­гра­фич. пе­ча­тью и др. спо­со­ба­ми) на гла­зу­ро­ван­ное из­де­лие и об­жи­га­ют (обыч­но в му­фель­ной пе­чи в кон­тро­ли­руе­мой га­зо­вой сре­де): ке­ра­мич. из­де­лие при темп-ре 750–850 °C, стек­ло – 550–650 °C; по­сле об­жи­га Л. при­об­ре­та­ет блеск без по­сле­дую­щей об­ра­бот­ки. Л. бы­ва­ют бес­цвет­ные (со­дер­жат ок­си­ды Bi, Al, Pb, Zn), ок­ра­шен­ные (ок­си­ды Fe, Cr, Co, Ni, Cu, Cd, U), сме­шан­ные (смесь бес­цвет­ных с ок­ра­шен­ны­ми), а так­же ме­тал­ли­че­ские (Ag, Au).

Ху­дож. ке­ра­ми­ка с рос­пи­сью Л. по­яви­лась в кон. 8–9 вв. в Егип­те (Фус­тат), Ира­ке (Са­мар­ра), Ира­не (Су­зы) и Си­рии (Рак­ка); по­кры­тие Л. по­зво­ля­ло соз­да­вать в ке­ра­ми­ке ими­та­цию до­ро­гих ме­тал­лич. из­де­лий. Вы­со­ко­го рас­цве­та дос­тиг­ла еги­пет­ская (10–12 вв.) и иран­ская (11–14 вв.) ке­ра­ми­ка с Л. (об­ли­цо­воч­ные плит­ки, по­су­да с сю­жет­ны­ми и ор­на­мен­таль­ны­ми рос­пи­ся­ми). Ближ­не­во­сточ­ные Л. ока­за­ли влия­ние на раз­ви­тие в 13–15 вв. люс­т­ро­ван­ной ис­па­но-мав­ри­тан­ской ке­ра­ми­ки и в 15–16 вв. итал. май­о­ли­ки (мас­тер­ские го­ро­дов Де­ру­та, Губ­био). Л. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ху­дож. ке­ра­ми­ке 20 – нач. 21 вв. (напр., из­де­лия в сти­ле ар де­ко).

Вернуться к началу