ГОНЧА́РСТВО
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОНЧА́РСТВО, производство посуды и др. изделий на основе природного пластичного сырья (преим. из глины, см. также в ст. Керамика). В изготовлении посуды выделяют 3 стадии, а внутри них – ступени, в рамках которых решаются промежуточные технологич. задачи. К I (подготовительной) стадии относятся отбор сырья, его добыча и обработка (высушивание, дробление, отмучивание и т. п.), составление формовочных масс. В качестве примесей могли использоваться минеральные (дресва – дроблёный камень, шамот – дроблёная керамика или сухая глина, песок и т. д.) и органические (навоз, шерсть, трава и т. д.) добавки. II (созидательная) стадия включает изготовление начина (так называют работу, с которой начинается конструирование посуды), полого тела, т. е. ёмкости сосуда, формообразование, обработку поверхностей (заглаживание, лощение, обваривание и т. п.), включая орнаментацию готового изделия. В основе всех вариантов конструирования полого тела лежат 4 осн. способа: лоскутный, кольцевой и спиральный налепы, а также ручное выдавливание; 5-й способ конструирования – вытягивание глины с помощью вращения гончарного круга. К III (закрепительной) стадии относится придание посуде прочности и влагонепроницаемости. Это может делаться путём пропитывания стенок особыми органич. растворами, иногда в сочетании с ограниченным термич. воздействием, или посредством сильного (св. 650 °C) и длительного термич. воздействия на сосуды (см. также Гончарный горн).
Различается 5 множеств гончарного произ-ва. В т. н. догончарных произ-вах осн. сырьём были навоз травоядных животных и илы (до 100% формовочной массы – ф. м.), ожелезнённые глины обычно выполняли функцию примеси (менее 40% ф. м.), посуда не подвергалась термич. обработке. В горном Таджикистане такие произ-ва действовали ещё в нач. 20 в. В протогончарных произ-вах в составах ф. м. навоз был осн. сырьём (более 50%), а глины – примесью (менее 40% ф. м.) или сырьём-связкой (ок. 50%); применялись и илы как моносырьё. Посуда обжигалась при темп-ре ниже 650 °C или темп-рах каления глины (от 650–700 °C). Самые ранние образцы известны в Сев. Прикаспии (кон. 7-го – нач. 6-го тыс. до н. э.), такая посуда выявлена на Ближнем Востоке (с 6–5-го тыс. до н. э., Сотто, Кюль-Тепе и др.), в неолите Вост. Европы и др. В архогончарных произ-вах осн. сырьём была ожелезнённая глина, использовались и неожелезнённые глины (св. 50% ф. м.), остальную часть объёма составляли спец. минер. или органич. примеси. Обжиг – как в протогончарных произ-вах. Древнейшие образцы такой посуды (по спорным оценкам, 15–10-е тыс. до н. э.) известны в Китае, Японии, на рос. Дальнем Востоке; она широко представлена до 20 в. н. э. В простых неогончарных произ-вах разл. глины служат моносырьём. Обжиг осуществлялся с длительной выдержкой изделий при темп-рах каления глины. Древнейшие образцы известны с 3-го тыс. до н. э. (Ближний Восток, Средиземноморье), на территории России – в античных памятниках Сев. Причерноморья с 6 в. до н. э., севернее широко представлена с 3 в. н. э. (черняховская культура и др.). В Древней Руси, наряду с архегончарными, распространилась с 10–11 вв. на основе неожелезнённых, а позднее и ожелезнённых глин. Такие произ-ва работали в России и др. странах и в 20 в. Специализированными неогончарными названы произ-ва фаянса и фарфора.
Данные этнографии свидетельствуют о том, что Г., как и др. специализир. произ-ва, нередко имело закрытый характер; гончары занимали в обществе особое положение. Во многих культурах до 20 в. навыки изготовления посуды передавались преим. родственникам, чаще от отца к сыну или от матери к дочери, а свойственникам – лишь при соблюдении особых условий (напр., в морд. семьях в секреты технологии жену сына посвящали лишь после достижения ребёнком, родившимся в браке, 3–5 лет); бытовало поверье, что передача этих знаний посторонним влечёт преждевременную смерть нарушителя запрета; при совершении магич. действий, особенно связанных с обжигом, даже членам семьи запрещалось присутствовать, чтобы они «не сглазили» посуду или не потревожили «духа огня». Мн. совр. гончары также стремятся не посвящать посторонних в детали создания посуды.