ФАРФО́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАРФО́Р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), плотный керамич. материал и изделия из него. Получают обжигом полуфабрикатов из тонкой смеси беложгущейся глины, каолина, кварца, полевого шпата, дроблёного брака изделий и др. Ф. имеет, как правило, белое (редко окрашенное) без пор тело, просвечивающее в тонком слое; обладает водо- и газонепроницаемостью (нулевое водопоглощение), механич. прочностью, термич. и химич. стойкостью, высоким электрич. сопротивлением, при ударе издаёт чистый звонкий звук.
В зависимости от состава фарфоровой массы различают Ф. твёрдый (темп-ра обжига 1320–1450 °C) и мягкий (темп-ра обжига до 1200 °C). К мягкому Ф. относят также костяной Ф., содержащий до 50% (по массе) костяной золы и обладающий наибольшей белизной и просвечиваемостью. Ф. покрывают глазурью или выпускают без глазури в виде т. н. бисквитного Ф. (см. Бисквит).
Первые опыты изготовления сосудов из каолина при темп-ре обжига ок. 1000 °C – «белая керамика» известны в неолитич. культурах на землях Юж. и Вост. Китая (не позднее 5500 до н. э.). Эти (скорее всего, полицентричные) традиции получили развитие в Давэнькоу, Луншань, Эрлитоу и др. культурах. «Примитивный» Ф. («полуфарфор»; каолин при темп-ре обжига ок. 1200 °C) известен с 15–14 вв. по раскопкам городища эпохи Шан (Инь) близ совр. г. Чжэнчжоу и в Паньлунчэне, в 13–11 вв. широко представлен в Вост. Китае (кубки, горшки, пиалы, вазы; в Учэне также ножи, пряслица), с 11 в. до н. э. – в сев. и вост. уделах Чжоу, часто копируя сосуды из бронзы, в Фэнхао есть образцы, соответствующие мягкому Ф., но из-за несовершенства обжига черепок получался серого цвета, глазурь – непрозрачной.
С начала н. э. (Вост. Хань) из района совр. г. Шаосин распространяются горшки из зелёного Ф. Постепенно формируются локальные центры – «печи», представленные мн. сотнями печей для обжига, с отличиями в технологии, номенклатуре, дизайне изделий, красителях. Выделяют до 30 осн. «печей» разных эпох, до позднего Средневековья. Напр., в Шанъюй (пров. Чжэцзян) раскопано 38 печей для обжига (из 400), в т. ч. периода Вост. Хань, среди изделий – древнейшие (сер. 3 в.) фигурки из Ф. Тогда же начинается изготовление кувшинов, амфор и др. с лепным орнаментом в виде листьев лотоса или с полированной поверхностью. С 5–6 вв. существовали ведомства, надзиравшие за производством Ф. В эпоху Тан (618–907) изобрели тонкостенный просвечивающийся белый Ф. [среди осн. «печей» – Даи (пров. Сычуань), Синчжоу (пров. Хэбэй)], особенно ценились изделия с белой матовой поверхностью, как и с серо-голубой или 3-цветной глазурью. Экспорт Ф. по Великому шёлковому пути и др. способствовал появлению новых форм (напр., кувшины с горлом в виде птичьих голов и змеевидными ручками, как у иран. металлич. сосудов), декоративных мотивов.
При династии Сун (960–1279) изготавливали белоснежные сосуды с рельефным узором, гравированным иглой («печи» Динчжоу, пров. Хэбэй), с глазурью серо-голубых и серо-зелёных оттенков (т. н. селадон; напр., «печи» Жуяо, пров. Хэнань), подражающей нефриту («печи» Лунцюань, Гэяо в пров. Чжэцзян, Цзюньяо в пров. Хэнань), и др. Худож. ценность приобрели «дефекты» обжига (кракелюры и т. п.). При Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644) оформляется стиль «цинхуа» («голубые цветы») – сине-белый Ф. с росписью тонкой кистью (пейзажи, жанровые сцены, узоры) кобальтом под прозрачной глазурью (один из «символов» кит. Ф.; об объёме экспорта свидетельствуют ок. 13500 сосудов «цинхуа» в собрании дворца Топкапы в Стамбуле). С сер. 15 в. «цинхуа» дополняют надглазурной зелёной, жёлтой, красной росписью («доуцай» – «борьба цветов»); произ-во «печей» Цзиндэчжэнь («столицы Ф.») в пров. Цзянси и др. В стиле «уцай» («пятицветные») использовались сюжеты из классич. кит. романов, каллиграфия. В Дэхуа (пров. Фуцзянь) продолжали выпускать белоснежные изделия, в т. ч. буддийские статуэтки (европ. «Blanc de Chine»). Новый подъём экспорта (по морю) в 18 в. вызвал появление европ. сюжетов, эмалевых вставок и др.
В Корее с эпохи Корё (935–1392) были распространены сосуды белого цвета («пэкча»). С 12 – нач. 13 вв. наивысшего уровня развития достигают изделия из селадона. На этой основе в 15–16 вв. производили широкодоступную керамику «пунчхон» (серый или серо-белый черепок, белый ангоб, растительные и др. узоры под прозрачной серой глазурью). Глазурованный Ф. 15 в. с инкрустацией цветными глинами под глазурью (техника «сангам») связан с селадонами Корё и твёрдым Ф., испытавшим кит. влияние. Простота и изысканность Ф. без декора («сун пэкча» – «чистый пэкча») отвечали вкусам образованного сословия, конфуцианскому порядку. Особая белизна глазури и элегантность присущи изделиям гос. «печей», работавших по заказам двора [среди наиболее известных – эпохи вана Седжона (1418–50)]. Со 2-й пол. 15 в. распространяется роспись кобальтом; его привозили из араб. стран через Китай и доступ к нему имели в осн. художники Академии Тохвасо. Со 2-й пол. 17 в. появляются луновидные сосуды с синими или коричневыми изображениями драконов, облаков и др., вазы с чёткими гранями и др. В 18–19 вв. гос. «печи» налаживают массовое произ-во Ф. с росписью в виде благопожелательных символов или жанровых сцен.
Под влиянием кит. стиля «цинхуа» сложилось произ-во Ф. во Вьетнаме в стиле «аннам» (в осн. синяя, реже также коричневая и др. роспись). Осн. «печи» располагались в дельте р. Красная. В 16–17 вв. много вьетн. Ф. вывозилось в Японию. В 1996 в Южно-Китайском м. обнаружен затонувший корабль, с которого подняли 250 тыс. изделий из Ф. В Японии массовое произ-во Ф. возникло в 16–17 вв. под влиянием из Китая и Кореи. Особенно известны изделия г. Арита («имари») с тончайшей полихромной росписью эмалями по белому фону (цветы, птицы), повлиявшие на роспись европ. фарфора.
В Европе в кон. 16 в. изготовляли мягкий Ф., близкий по составу молочному стеклу (т. н. фарфор Медичи во Флоренции со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью, и с росписью кобальтом, подражавшей вост. моделям). Ок. 1709 в Германии учёным И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) открыт способ произ-ва твёрдого Ф., а в 1710 основан первый в Европе фарфоровый завод в Майсене (см. Майсенский фарфор). В 1717–18 основана мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хёхсте, Нёйдеке (в 1761 переведена в Нимфенбург), Франкентале, Фюрстенберге, Людвигсбурге. Во Франции в 17–18 вв. мануфактуры (в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене) изготовляли предметы роскоши (в т. ч. лепные цветы) из мягкого Ф., покрытые легкоплавкой свинцовой глазурью и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твёрдый Ф. здесь начали производить с последней трети 18 в. Особое место заняло произ-во бисквитной скульптуры (по рисункам и моделям Э. М. Фальконе, Ф. Буше и др.) на Севрской мануфактуре (см. Севрский фарфор). В Великобритании в сер. 18 в. изготовлялись посуда и скульптура из мягкого Ф. и костяного Ф. (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере), покрытые свинцовой глазурью и яркой сочной росписью (часто среди цветного фона). В Италии твёрдый и мягкий Ф. выпускался в 18 в. в Венеции, Дочче (близ Флоренции), Неаполе (посуда с кит. мотивами и гротесками и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В 18–19 вв. мануфактуры по произ-ву твёрдого и мягкого Ф. созданы также в Дании (Копенгаген), Швеции (Мариеберг), Голландии (Beсп, Гаага), Бельгии (Турне), Швейцарии (Цюрих), Чехии (Славков, Клаштерец). На мануфактурах 19 в. (в Бржезове в Чехии, Херенде в Венгрии) применялась надглазурная роспись эмалями в подражание китайской.
В России привозной Ф. известен со 2-й пол. 16 в.; в 18 в. над способом произ-ва Ф. работал М. В. Ломоносов. Создателем отеч. Ф. является Д. И. Виноградов. В 1744 в Петербурге основан Императорский фарфоровый завод, с которым связаны наивысшие достижения отеч. произ-ва Ф. В 18–19 вв. открыты мн. частные фарфоровые заводы: Ф. Я. Гарднера (см. Дмитровский фарфоровый завод), рос. предпринимателей Кузнецовых (см. Кузнецовский фарфор), Н. Б. Юсупова в с. Архангельское, А. М. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губ.; завод А. Г. Попова в с. Горбуново Моск. губ. Традиция рус. нар. иск-ва ярко проявилась в изделиях мн. мелких произ-в 1-й пол. 19 в., особенно Гжели (см. Гжельская керамика). К сер. 19 в. были основаны крупные заводы (Дулёвский фарфоровый завод и др.).
В совр. мире в оформлении массовых изделий из Ф. повсеместно вводятся механич. приёмы (переводные полиграфич. изображения-декалькомания, штамп, трафарет, ручная и машинная отводка), создаётся высококачественная посуда и худож.-декоративные изделия в подражание историч. формам, а также по проектам ведущих дизайнеров и художников (напр., сотрудничество с Севрской мануфактурой А. Колдера, С. Полякова, Э. Соттсасса).
Из Ф. изготавливают также узлы и детали химич. аппаратов, электро- и радиотехнические, санитарно-технич. и строит. изделия. См. также Керамика.