ЮА́НЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮА́НЬ [Великая Юань, кит. Дай (Да) Юань, монг. Их Юань (Дай Ɵн) Улс], государство в Китае и Монголии в 13–14 вв. В 1260, после смерти великого хана Монгольской империи Мункэ, трон занял его брат Хубилай. В это время империя представляла собой крупнейшее гос-во мировой истории, простиравшееся от Сирии и Ирака до Юньнани и Аннама и от Кореи и Приморья до Карпат и Балтийского моря. Делилась на 4 улуса: земли под управлением великого хана (Монголия, Юж. Сибирь, Корея, сев. и юго-зап. Китай, Тибет, Вьетнам), улус Джучидов (Кипчакский улус, Золотая Орда) в Вост. Европе, улус Хулагу (гос-во ильханов) на Ближнем Востоке и улус Чагатаидов в Центр. Азии. Степень независимости улусов неуклонно росла. В 1265 внук хана Угэдэя – Кайду поднял восстание против Хубилая, в 1268 подчинил себе Чагатайский улус и в 1271 провозгласил себя великим ханом. Мятежное гос-во, успешно отражавшее атаки др. улусов до 1301, расположилось в самом сердце Монгольской державы, на караванных дорогах Великого шёлкового пути. Сухопутное сообщение между улусами стало крайне затруднительным, а контроль за их действиями со стороны Хубилая практически невозможным.
Смерть Мункэ помешала завоеванию кит. империи Юж. Сун; в 1267, утвердившись на престоле, Хубилай возобновил войну на юге. Ещё до её окончания (в 1279) им был предпринят ряд практич. и символич. шагов, направленных на упрочение своей власти в Китае: в 1264 столица была перенесена из Каракорума в степях Монголии в Сев. Китай; в 1267–85 к северо-востоку от быв. столицы империи Цзинь – Чжунду (ныне Пекин) был построен г. Даду (Великая столица), в тюрк. и перс. источниках обычно именуемый Ханбалыком. Сходным шагом был указ 1271, согласно которому наименование Великого Монг. гос-ва изменялось на Дай Юань (Великая Юань), причём для нового имени был выбран знак юань («древнее, изначальное»), фигурирующий в описании первой гексаграммы «Канона перемен» («И цзин») – важнейшего текста кит. культуры. Царственные предки Хубилая получили кит. храмовые имена. Эта реформа должна была смягчить для китайцев горечь завоевания «варварами» и дать им возможность видеть в Хубилае не иноземного вождя, а легитимного Сына Неба, пусть и не китайца по крови (традиц. концепция власти допускала подобное). При этом остальные улусы, формально подчинявшиеся Хубилаю, видимо, не были поставлены в известность о нововведениях – эти указы прежде всего предназначались для китайцев. В 1279 последние защитники Юж. Сун были разгромлены: впервые в своей истории Китай целиком попал под власть иноземцев. Параллельно войска Ю. начали покорение др. земель: в 1277, 1283 и 1287 они вторгались в Бирму, в 1283–85 воевали в Тямпе, в 1285 и 1287–88 – во Вьетнаме, в 1274 и 1281 пытались высадиться в Японии, в 1293 – на Яве. Во многих случаях (напр., в Японии) монголы терпели поражения; во Вьетнаме, Тямпе, Сукхотхае были вынуждены ограничиться формальным сюзеренитетом.
Б. ч. подданных Хубилая составляли китайцы (на 1 млн. монголов приходилось ок. 60 млн. китайцев), что чрезвычайно затрудняло управление. Хубилай не доверял китайцам – с 1262 он ограничил их участие в управлении, а для замещения ключевых чиновных должностей начал приглашать в империю уроженцев зап. земель – персов, асов (аланов), тюрок (турфанских уйгуров, карлуков, кипчаков), евреев, сирийцев, обозначавшихся термином сэмужэнь (люди разных категорий) и занимавших второе (после монголов) положение в этносоциальной иерархии. К ним же относились и такие подданные Ю., как тибетцы, тангуты и онгуты. Третья группа – ханьжэни включала в себя жителей быв. империи Цзинь – китайцев-северян, чжурчжэней, киданей, а также корейцев и жителей быв. гос-ва Дали в Юньнани. Низшую, самую многочисленную, категорию – наньжэней составляли подданные быв. Юж. Сун. Им было запрещено владеть оружием, охотиться, занимать даже самые незначит. должности. Разные категории подданных Ю. подчинялись разным законам и за одно и то же преступление могли нести разл. наказания. Вследствие этой политики, а также из-за открытости, характерной для монг. владычества в Евразии, эпоха Ю. стала временем активного проникновения в Китай иноземцев и иностр. культуры. В портовых городах (гл. центром междунар. торговли был Цюаньчжоу) росли многочисл. общины европ. и араб. купцов, сир. христиан, проповедовали францисканцы и доминиканцы, быстро росло количество мусульман. Со временем иноземцы, как и сами монголы, постепенно попадали под влияние кит. культуры; при этом китайцы, в осн. воспринимавшие приток иностранцев как следствие завоевания «варварами», не желали знакомиться с достижениями иноземцев. Религ. политика двора характеризовалась обычной для монголов веротерпимостью: буддийские и даосские храмы и монастыри были освобождены от податей, иноземные религии также могли строить свои храмы и вести проповедь. Подобно правителям др. улусов, Хубилай оказался перед необходимостью сменить веру предков (культ Неба) на более развитую и подходящую статусу императора оседлых народов религию. Однако, в отличие от своих родичей, выбравших веру большинства подданных – ислам, Хубилай остановился на буддизме в тибет. варианте. При нём был разработан имперский алфавит на основе тибет. письма – т. н. квадратное письмо.
После смерти Хубилая в 1294 Ю. начала угасать: почти прекратились завоеват. походы, ослаб контроль над вассалами. В 1307–33 на троне сменились 8 правителей. В империи, при явном перс. влиянии, выстроилась мощная чиновная система, в рамках которой реальная власть находилась в руках высшей бюрократии, что полностью устраивало не слишком интересовавшихся политикой преемников Хубилая. Постепенно росло влияние кит. бюрократич. традиции: в 1313 были восстановлены гос. экзамены (см. Кэцзюй), которые, пусть и по облегчённой программе, должны были сдавать и монголы, и сэмужэни (к этому времени эти категории были уже сильно китаизированы). Несмотря на это, качество управления, особенно в юж. землях, было невысоким; инфраструктура ветшала, ирригац. сооружения приходили в негодность, что приводило к частым наводнениям, засухам, голоду. В 1351 вспыхнуло «красных войск» восстание; в 1368 Даду был взят войсками Чжу Юаньчжана, 11-й император Ю. – Тогон-Тэмур бежал в Монголию. В отд. районах Китая монг. военачальники продержались ещё неск. лет (в Юньнани – до 1382, в Ляодуне – до 1387). В борьбе с ними войска империи Мин систематически уничтожали общины иноземцев, считая их союзниками монголов.
Монг. владычество оказало довольно негативное влияние на высокую кит. культуру, однако было благотворным для низовой традиции, освободившейся от гнёта конфуцианской догматики. Именно с эпохи Ю. начинается время расцвета кит. романа, традиц. муз. драмы. Переживали бум живопись и каллиграфия, служившие прибежищем для кит. образованной элиты, отстранённой от власти иноземцами. Образ Ю. играл важную роль и в степи. Титул Бату-Мункэ – Даян-хан, возродившего монг. гос-во в кон. 15 в., обычно связывают именно с монг. наименованием Ю. После гибели в 1634 последнего великого хана – чахарского Лигдэн-хана – победивший его Хун Тайцзи объявил, что ему была передана печать Чингисхана, изменил название своего гос-ва на Цин и принял титул великого хана, подчеркнув таким образом, что одним из источников его легитимности является Юань.