ВЕЛИ́КИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕЛИ́КИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, в древности и в средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Термин «В. ш. п.» введён в науч. оборот в кон. 19 в. герм. учёным Ф. Рихтгофеном. Согласно археологич. данным, с 3-го тыс. до н. э. функционировал «лазуритовый путь», по которому лазурит перевозился из района Бадахшана в страны Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С кон. 2-го тыс. до н. э. действовал «нефритовый путь» – торговля самоцветами из района Куньлунь в обмен на шёлк из Китая. В сер. 1-го тыс. до н. э. эти караванные пути начали сливаться. В формировании В. ш. п. как трансъевразийской торгово-транспортной магистрали важную роль сыграл кит. чиновник Чжан Цянь, побывавший в Согдиане и Бактрии и в 126 до н. э. представивший императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Ср. Азии. В 123–119 до н. э. кит. войска разгромили кочевников, создававших угрозу торговым путям из Китая на запад, после чего В. ш. п. стал функционировать как сквозной маршрут. В. ш. п. действовал до 17 в. н. э., хотя с 15 в. в связи с Великими географич. открытиями начал утрачивать значение. Имел протяжённость св. 7 тыс. км. Вёл из Сиани через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: сев. дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казах. степи, южная – мимо оз. Лобнор по юж. окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в юж. части) вела в Бактрию, а оттуда – в Парфию, Индию и на Ближний Восток. Между сев. и юж. дорогами было неск. соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась всё более густой, включала всё больше ответвлений. В. ш. п. сыграл большую роль в развитии экономич. и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии и Китая, а также трансъевразийских торговых и культурных контактов.