Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖУ ЮАНЬЧЖА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 564-565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ЧЖУ ЮАНЬЧЖА́Н (21.10.1328, у. Чжун­ли, ны­не Фынъ­ян, пров. Ань­хой – 24.6.1398, Нан­кин), ос­но­ва­тель им­пе­рии Мин. Из­вес­тен так­же по де­ви­зу прав­ления – Хунъу («Мо­гу­чая во­ин­ст­вен­ность»), хра­мо­вое имя Тай­цзу («Ве­ли­кий пре­док»). Из бед­ной се­мьи кре­сть­ян-арен­да­то­ров. В 1344, по­сле ги­бе­ли всей се­мьи от го­ло­да и мо­ра, в по­ис­ках про­пи­та­ния стал по­слуш­ни­ком в ме­ст­ном буд­дий­ском мон. Ху­анц­зю­эсы. В этой ме­ст­но­сти ак­тив­но дей­ст­во­ва­ла син­кре­тич. буд­дий­ско-ма­ни­хей­ская сек­та Бай­лянь­цзяо, при­зы­вав­шая кре­сть­ян к борь­бе про­тив монг. им­пе­рии Юань; в 1351 вспых­ну­ло «Крас­ных войск» вос­ста­ние. Ок. 1352 Ч. Ю. всту­пил в пов­станч. от­ряд Го Цзы­си­на, стал ко­ман­до­вать ча­стью от­ря­да. В 1353 за­нял г. Чжуч­жоу, ку­да пе­ре­нёс свою став­ку. В 1355 гл. вое­на­чаль­ник армии Го Цзы­си­на. По­сле смер­ти по­след­не­го Ч. Ю. по­пал в чис­ло во­ж­дей пов­стан­цев. В апр. 1356 его вой­ска взя­ли круп­ней­ший го­род в ни­зовь­ях Янц­зы – Цзи­цин (ны­не Нан­кин), став­ший под име­нем Ин­тянь сто­ли­цей Ч. Ю. За­ни­мал­ся на­ла­жи­ва­ни­ем управ­ле­ния и ор­га­ни­за­ци­ей ар­мии, при­гла­шал в со­вет­ни­ки проф. чи­нов­ни­ков и во­ен­ных. В это вре­мя юань­ские вла­сти прак­ти­че­ски ос­та­ви­ли по­пыт­ки вер­нуть се­бе юж. зем­ли. Со­пер­ни­ка­ми Ч. Ю. ста­ли быв­шие со­рат­ни­ки по пов­станч. ла­ге­рю, по­де­лив­шие за­воё­ван­ные зем­ли на кня­же­ст­ва, в т. ч. Чэнь Юлян, за­няв­ший об­ширные зем­ли в сред­нем те­че­нии Янц­зы и в 1357 про­воз­гла­сив­ший се­бя ва­ном гос-ва Хань (в 1360 – им­пе­ра­то­ром Ве­ли­кой Хань). В бит­ве на оз. По­ян­ху (30.8–4.10.1363) Ч. Ю. одер­жал над ним по­бе­ду. Флот Ве­ли­кой Хань был раз­гром­лен, её зем­ли пе­ре­шли под кон­троль Ч. Ю. В февр. 1364 Ч. Ю. объ­я­вил се­бя ва­ном гос-ва У. В 1367 его вой­ска унич­то­жи­ли гос-во Ве­ли­кое Чжоу (со сто­ли­цей в Суч­жоу), по­сле че­го Ч. Ю. стал пра­ви­те­лем всех зе­мель в сред­нем и ниж­нем те­че­нии Янц­зы и ря­да при­ле­гаю­щих об­лас­тей, взял под кон­троль юж. часть Ве­ли­ко­го ка­на­ла. 23.1.1368 Ч. Ю. про­воз­гла­сил се­бя пра­ви­те­лем им­пе­рии Мин («Свет­лой»; наз­ва­ние за­им­ст­во­ва­но из син­кре­ти­че­ски-ма­ни­хей­ско­го лек­си­ко­на Бе­ло­го ло­то­са); Ин­тянь был пе­ре­име­но­ван в Нан­кин («Юж­ная сто­ли­ца»). Бы­ло объ­яв­ле­но, что гл. це­лью но­вой им­пе­рии бу­дет из­гна­ние из Ки­тая мон­го­лов, по-преж­не­му кон­тро­ли­ро­вав­ших мн. рай­оны стра­ны (по­ход на се­вер на­чал­ся осе­нью 1367). Вес­ной 1368 ар­мия Мин за­ня­ла Хэ­нань и Шань­дун, 14 сент. па­ла сто­ли­ца Юань – Да­ду (ны­не Пе­кин), по­след­ний юань­ский хан То­гон-Тэ­мур бе­жал на се­вер. В 1371 бы­ла за­воё­ва­на Сы­чу­ань, в 1382 – Юнь­нань, в 1387 – Ляо­дун. Ки­тай вновь был объ­е­ди­нён под вла­стью кит. ди­на­стии.

Стра­на, од­на­ко, бы­ла ра­зо­ре­на дол­гой вой­ной, в тя­же­лей­шем кри­зи­се на­хо­ди­лось управ­ле­ние: ино­зем­цы, за­ни­мав­шие при Юань важ­ней­шие по­сты, бе­жа­ли вме­сте с мон­го­ла­ми, кон­фу­ци­ан­ская эли­та силь­но ос­лаб­ла. Уси­лия­ми Ч. Ю. про­ве­де­ны мас­штаб­ные ра­бо­ты по ре­мон­ту ста­рых и воз­ве­де­нию но­вых ир­ри­гац. со­ору­же­ний; ог­ром­ные мас­си­вы за­бро­шен­ных зе­мель бы­ли ли­бо за­кре­п­ле­ны за за­няв­ши­ми их кре­сть­я­на­ми, ли­бо пе­ре­да­ны в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва. Мно­гие юань­ские на­ло­ги уп­разд­не­ны, для кре­сть­ян вве­дён фик­си­ров. на­ту­раль­ный на­лог, по­ощ­ря­лось ос­вое­ние це­ли­ны и за­се­ле­ние обез­лю­дев­ших ме­ст­но­стей. В 1381 из­дан указ о про­ве­де­нии пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, в 1387 – о со­став­ле­нии зе­мель­но­го ка­да­ст­ра. Эти ме­ры при­ве­ли к бы­ст­ро­му рос­ту пло­ща­дей об­ра­ба­ты­вае­мых зе­мель, на­се­ле­ния и до­хо­дов каз­ны. Ре­фор­мы управ­ле­ния, про­ве­дён­ные Ч. Ю., име­ли це­лью ос­лаб­ле­ние чи­нов­ни­че­ст­ва, осо­бен­но сто­лич­но­го, и уси­ле­ние вла­сти мо­нар­ха. В 1376 бы­ли лик­ви­ди­ро­ва­ны по­сты гу­бер­на­то­ров про­вин­ций, за­ме­нён­ных тре­мя чи­нов­ни­ка­ми, ме­ж­ду ко­то­ры­ми бы­ла раз­де­ле­на гражд., су­деб­ная и во­ен. вла­сти. В 1380 рас­пу­щен Центр. пра­ви­тельств. со­вет (Чжун­шу­шэн), в юань­ское вре­мя вы­пол­няв­ший функ­ции пра­ви­тель­ст­ва: он был за­ме­нён тра­ди­ци­он­ной для Ки­тая сис­те­мой Шес­ти ве­домств, под­чи­няв­ших­ся не­по­сред­ст­вен­но им­пе­ра­то­ру. То­гда же ли­к­ви­ди­ро­ва­на Во­ен. кол­ле­гия (Да ду­ду фу); стра­на по­де­ле­на на 5 во­ен. ок­ру­гов. Цен­зо­рат (Юй­ши­тай), об­ла­дав­ший ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми над­зо­ра, в 1380 был так­же рас­пу­щен и вос­ста­нов­лен лишь в кон. 1382 с силь­но уре­зан­ны­ми пол­но­мо­чия­ми. Сис­те­ма гос. эк­за­менов (см. Кэц­зюй) как осн. ис­точ­ник ком­плек­то­ва­ния бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­та в 1377 бы­ла от­ме­не­на, но в 1384 вновь вос­ста­нов­ле­на в об­лег­чён­ном ва­ри­ан­те, дей­ст­во­вав­шем в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия прав­ле­ния Юань; в чис­ло эк­за­ме­нац. ис­пы­та­ний бы­ли до­бав­ле­ны по ини­циа­ти­ве Ч. Ю. ис­пы­та­ния по стрель­бе из лу­ка и вер­хо­вой ез­де, ариф­ме­ти­ке и зна­нию за­ко­нов. В 1367 по при­ка­зу Ч. Ю. был со­став­лен но­вый ко­декс за­ко­нов (Да Мин-люй) (до­пол­нял­ся и ис­прав­лял­ся в 1374, 1376, 1383, 1384, 1389, 1397). Важ­ной ча­стью гос. жиз­ни эпо­хи Мин стал рост чис­ла удель­ных кня­зей – ва­нов, ко­то­рым Ч. Ю. вы­де­лял в управ­ле­ние круп­ные го­ро­да. К 1380-м гг. ва­на­ми ста­ли 25 сы­но­вей Ч. Ю., в даль­ней­шем чис­ло ва­нов бы­ст­ро рос­ло; к кон­цу Мин прин­цы кро­ви ста­ли ед­ва ли не са­мой мно­го­числ. ча­стью зна­ти. Внеш­няя по­ли­ти­ка Ч. Ю. ог­ра­ни­чи­ва­лась кам­па­ния­ми про­тив мон­го­лов (в 1380 мин­ские вой­ска со­жгли монг. сто­ли­цу Ка­ра­ко­рум), вдоль сев. гра­ни­цы на­ча­лось воз­ве­де­ние мо­гу­чих обо­ро­нит. со­ору­же­ний, во­ен. по­се­ле­ний и до­рог, в даль­ней­шем пре­вра­тив­ших­ся в Ве­ли­кую Ки­тай­скую сте­ну. Сам Ч. Ю. от­ли­чал­ся край­ней по­доз­ри­тель­но­стью. В 1380–90 бы­ли каз­не­ны ок. 40 тыс. чел. из чис­ла выс­ших чи­нов­ни­ков, бли­жай­ших его со­рат­ни­ков, их род­ст­вен­ни­ков и при­бли­жён­ных. Ч. Ю. без­жа­ло­ст­но бо­рол­ся с раз­но­го ро­да сек­та­ми и тай­ны­ми об­ще­ст­ва­ми, как по­доз­ре­вав­ши­ми­ся в про­мон­голь­ских на­строе­ни­ях, так и не­ко­гда бо­ров­ши­ми­ся с Юань, в т. ч. бы­ла за­пре­ще­на дея­тель­ность Бе­ло­го ло­то­са. Из ре­ли­гий иностр. про­ис­хо­ж­де­ния (по­ми­мо уже глу­бо­ко уко­ре­нив­ше­го­ся буд­диз­ма) раз­ре­шён лишь ис­лам, ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ший­ся в Ки­тае в эпо­ху Юань.

Лит.: Farmer E. L. Zhu Yuanzhang and early Ming legislation: The reordering of Chinese so­ciety following the era of Mongol rule. Leiden, 1995; Усов В. Н. Чжу Юань-чжан // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу