Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮА́НЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 527-528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ЮА́НЬ [Ве­ли­кая Юань, кит. Дай (Да) Юань, монг. Их Юань (Дай Ɵн) Улс], го­су­дар­ст­во в Ки­тае и Мон­го­лии в 13–14 вв. В 1260, по­сле смер­ти ве­ли­ко­го ха­на Мон­голь­ской им­пе­рии Мун­кэ, трон за­нял его брат Ху­би­лай. В это вре­мя им­пе­рия пред­став­ля­ла со­бой круп­ней­шее гос-во ми­ро­вой ис­то­рии, про­сти­рав­шее­ся от Си­рии и Ира­ка до Юнь­на­ни и Ан­на­ма и от Ко­реи и При­мо­рья до Кар­пат и Бал­тий­ско­го мо­ря. Де­ли­лась на 4 улу­са: зем­ли под управ­ле­ни­ем ве­ли­ко­го ха­на (Мон­го­лия, Юж. Си­бирь, Ко­рея, сев. и юго-зап. Ки­тай, Ти­бет, Вьет­нам), улус Джу­чи­дов (Кип­чак­ский улус, Зо­ло­тая Ор­да) в Вост. Ев­ро­пе, улус Ху­ла­гу (гос-во иль­ха­нов) на Ближ­нем Вос­то­ке и улус Ча­га­таи­дов в Центр. Азии. Сте­пень не­за­ви­си­мо­сти улу­сов не­ук­лон­но рос­ла. В 1265 внук ха­на Угэ­дэя – Кай­ду под­нял вос­ста­ние про­тив Ху­би­лая, в 1268 под­чи­нил се­бе Ча­га­тай­ский улус и в 1271 про­воз­гла­сил се­бя ве­ли­ким ха­ном. Мя­теж­ное гос-во, ус­пеш­но от­ра­жав­шее ата­ки др. улу­сов до 1301, рас­по­ло­жи­лось в са­мом серд­це Мон­голь­ской дер­жа­вы, на ка­ра­ван­ных до­ро­гах Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти. Су­хо­пут­ное со­об­ще­ние ме­ж­ду улу­са­ми ста­ло край­не за­труд­ни­тель­ным, а кон­троль за их дей­ст­вия­ми со сто­ро­ны Ху­би­лая прак­ти­че­ски не­воз­мож­ным.

Смерть Мун­кэ по­ме­ша­ла за­вое­ва­нию кит. им­пе­рии Юж. Сун; в 1267, ут­вер­див­шись на пре­сто­ле, Ху­би­лай во­зоб­но­вил вой­ну на юге. Ещё до её окон­ча­ния (в 1279) им был пред­при­нят ряд прак­тич. и сим­во­лич. ша­гов, на­прав­лен­ных на уп­ро­че­ние сво­ей вла­сти в Ки­тае: в 1264 сто­ли­ца бы­ла пе­ре­не­се­на из Ка­ра­ко­ру­ма в сте­пях Мон­го­лии в Сев. Ки­тай; в 1267–85 к се­ве­ро-во­сто­ку от быв. сто­ли­цы им­пе­рии Цзинь – Чжун­ду (ны­не Пе­кин) был по­стро­ен г. Да­ду (Ве­ли­кая сто­ли­ца), в тюрк. и перс. ис­точ­ни­ках обыч­но име­нуе­мый Хан­ба­лы­ком. Сход­ным ша­гом был указ 1271, со­глас­но ко­то­ро­му на­име­но­ва­ние Ве­ли­ко­го Монг. гос-ва из­ме­ня­лось на Дай Юань (Ве­ли­кая Юань), при­чём для но­во­го име­ни был вы­бран знак юань («древ­нее, из­на­чаль­ное»), фи­гу­ри­рую­щий в опи­са­нии пер­вой гек­са­грам­мы «Ка­но­на пе­ре­мен» («И цзин») – важ­ней­ше­го тек­ста кит. куль­ту­ры. Цар­ст­вен­ные пред­ки Ху­би­лая по­лу­чи­ли кит. хра­мо­вые име­на. Эта ре­фор­ма долж­на бы­ла смяг­чить для ки­тай­цев го­речь за­вое­ва­ния «вар­ва­ра­ми» и дать им воз­мож­ность ви­деть в Ху­би­лае не ино­зем­но­го во­ж­дя, а ле­ги­тим­но­го Сы­на Не­ба, пусть и не ки­тай­ца по кро­ви (тра­диц. кон­цеп­ция вла­сти до­пус­ка­ла по­доб­ное). При этом ос­таль­ные улу­сы, фор­маль­но под­чи­няв­шие­ся Ху­би­лаю, ви­ди­мо, не бы­ли по­став­ле­ны в из­вест­ность о но­во­вве­де­ни­ях – эти ука­зы преж­де все­го пред­наз­на­ча­лись для ки­тай­цев. В 1279 по­след­ние за­щит­ни­ки Юж. Сун бы­ли раз­гром­ле­ны: впер­вые в сво­ей ис­то­рии Ки­тай це­ли­ком по­пал под власть ино­зем­цев. Па­рал­лель­но вой­ска Ю. на­ча­ли по­ко­ре­ние др. зе­мель: в 1277, 1283 и 1287 они втор­га­лись в Бир­му, в 1283–85 вое­ва­ли в Тям­пе, в 1285 и 1287–88 – во Вьет­на­ме, в 1274 и 1281 пы­та­лись вы­са­дить­ся в Япо­нии, в 1293 – на Яве. Во мно­гих слу­ча­ях (напр., в Япо­нии) мон­го­лы тер­пе­ли по­ра­же­ния; во Вьет­на­ме, Тям­пе, Сук­хот­хае бы­ли вы­ну­ж­де­ны ог­ра­ни­чить­ся фор­маль­ным сю­зе­ре­ни­те­том.

Б. ч. под­дан­ных Ху­би­лая со­став­ля­ли ки­тай­цы (на 1 млн. мон­го­лов при­хо­ди­лось ок. 60 млн. ки­тай­цев), что чрез­вы­чай­но за­труд­ня­ло управ­ле­ние. Ху­би­лай не до­ве­рял ки­тай­цам – с 1262 он ог­ра­ни­чил их участие в управ­ле­нии, а для за­ме­ще­ния клю­че­вых чи­нов­ных долж­но­стей на­чал при­гла­шать в им­пе­рию уро­жен­цев зап. зе­мель – пер­сов, асов (ала­нов), тю­рок (тур­фан­ских уй­гу­ров, кар­лу­ков, кип­ча­ков), ев­ре­ев, си­рий­цев, обо­зна­чав­ших­ся тер­ми­ном сэ­му­жэнь (лю­ди раз­ных ка­те­го­рий) и за­ни­мав­ших вто­рое (по­сле мон­го­лов) по­ло­же­ние в эт­но­со­ци­аль­ной ие­рар­хии. К ним же от­но­си­лись и та­кие под­дан­ные Ю., как ти­бет­цы, тан­гу­ты и он­гу­ты. Тре­тья груп­па – хань­жэ­ни вклю­ча­ла в се­бя жи­те­лей быв. им­пе­рии Цзинь – ки­тай­цев-се­ве­рян, чжур­чжэ­ней, ки­да­ней, а так­же ко­рей­цев и жи­те­лей быв. гос-ва Да­ли в Юнь­на­ни. Низ­шую, са­мую мно­го­чис­лен­ную, ка­те­го­рию – нань­жэ­ней со­став­ля­ли под­дан­ные быв. Юж. Сун. Им бы­ло за­пре­ще­но вла­деть ору­жи­ем, охо­тить­ся, за­ни­мать да­же са­мые не­зна­чит. долж­но­сти. Раз­ные ка­те­го­рии под­дан­ных Ю. под­чи­ня­лись раз­ным за­ко­нам и за од­но и то же пре­сту­п­ле­ние мог­ли не­сти разл. на­ка­за­ния. Вслед­ст­вие этой по­ли­ти­ки, а так­же из-за от­кры­то­сти, ха­рак­тер­ной для монг. вла­ды­чест­ва в Ев­ра­зии, эпо­ха Ю. ста­ла вре­ме­нем ак­тив­но­го про­ник­но­ве­ния в Ки­тай ино­зем­цев и иностр. куль­ту­ры. В пор­то­вых го­ро­дах (гл. цен­тром ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли был Цю­ань­чжоу) рос­ли мно­го­числ. об­щи­ны ев­роп. и араб. куп­цов, сир. хри­сти­ан, про­по­ве­до­ва­ли фран­ци­скан­цы и до­ми­ни­кан­цы, бы­ст­ро рос­ло ко­ли­че­ст­во му­суль­ман. Со вре­ме­нем ино­зем­цы, как и са­ми мон­го­лы, по­сте­пен­но по­па­да­ли под влия­ние кит. куль­ту­ры; при этом ки­тай­цы, в осн. вос­при­ни­мав­шие при­ток ино­стран­цев как след­ст­вие за­вое­ва­ния «вар­ва­ра­ми», не же­ла­ли зна­ко­мить­ся с дос­ти­же­ния­ми ино­зем­цев. Ре­лиг. по­ли­ти­ка дво­ра ха­рак­те­ри­зо­ва­лась обыч­ной для мон­го­лов ве­ро­тер­пи­мо­стью: буд­дий­ские и да­ос­ские хра­мы и мо­на­сты­ри бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от по­да­тей, ино­зем­ные ре­ли­гии так­же мог­ли стро­ить свои хра­мы и вес­ти про­по­ведь. По­доб­но пра­ви­те­лям др. улу­сов, Ху­би­лай ока­зал­ся пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью сме­нить ве­ру пред­ков (культ Не­ба) на бо­лее раз­ви­тую и под­хо­дя­щую ста­ту­су им­пе­ра­то­ра осед­лых на­ро­дов ре­ли­гию. Од­на­ко, в от­ли­чие от сво­их ро­ди­чей, вы­брав­ших ве­ру боль­шин­ст­ва под­дан­ных – ис­лам, Ху­би­лай ос­та­но­вил­ся на буд­диз­ме в ти­бет. ва­ри­ан­те. При нём был раз­ра­бо­тан им­пер­ский ал­фа­вит на ос­но­ве ти­бет. пись­ма – т. н. квад­рат­ное пись­мо.

По­сле смер­ти Ху­би­лая в 1294 Ю. на­ча­ла уга­сать: поч­ти пре­кра­ти­лись за­вое­ват. по­хо­ды, ос­лаб кон­троль над вас­са­ла­ми. В 1307–33 на тро­не сме­ни­лись 8 пра­ви­те­лей. В им­пе­рии, при яв­ном перс. влия­нии, вы­строи­лась мощ­ная чи­нов­ная сис­те­ма, в рам­ках ко­то­рой ре­аль­ная власть на­хо­ди­лась в ру­ках выс­шей бю­ро­кра­тии, что пол­но­стью уст­раи­ва­ло не слиш­ком ин­те­ре­со­вав­ших­ся по­ли­ти­кой пре­ем­ни­ков Ху­би­лая. По­сте­пен­но рос­ло влия­ние кит. бю­ро­кра­тич. тра­ди­ции: в 1313 бы­ли вос­ста­нов­ле­ны гос. эк­за­ме­ны (см. Кэц­зюй), ко­то­рые, пусть и по об­лег­чён­ной про­грам­ме, долж­ны бы­ли сда­вать и мон­го­лы, и сэ­му­жэ­ни (к это­му вре­ме­ни эти ка­те­го­рии бы­ли уже силь­но ки­таи­зи­ро­ва­ны). Не­смот­ря на это, ка­че­ст­во управ­ле­ния, осо­бен­но в юж. зем­лях, бы­ло невы­со­ким; ин­фра­струк­ту­ра вет­ша­ла, ир­ри­гац. со­ору­же­ния при­хо­ди­ли в не­год­ность, что при­во­ди­ло к час­тым на­вод­не­ни­ям, за­су­хам, го­ло­ду. В 1351 вспых­ну­ло «крас­ных войск» вос­ста­ние; в 1368 Да­ду был взят вой­ска­ми Чжу Юань­чжа­на, 11-й им­пе­ра­тор Ю. – То­гон-Тэ­мур бе­жал в Мон­го­лию. В отд. рай­онах Ки­тая монг. вое­на­чаль­ни­ки про­дер­жа­лись ещё неск. лет (в Юнь­на­ни – до 1382, в Ляо­ду­не – до 1387). В борь­бе с ни­ми вой­ска им­пе­рии Мин сис­те­ма­ти­че­ски унич­то­жа­ли об­щи­ны ино­зем­цев, счи­тая их со­юз­ни­ка­ми мон­го­лов.

Монг. вла­ды­че­ст­во ока­за­ло до­воль­но не­га­тив­ное влия­ние на вы­со­кую кит. куль­ту­ру, од­на­ко бы­ло бла­го­твор­ным для ни­зо­вой тра­ди­ции, ос­во­бо­див­шей­ся от гнё­та кон­фу­ци­ан­ской дог­ма­ти­ки. Имен­но с эпо­хи Ю. на­чи­на­ет­ся вре­мя рас­цве­та кит. ро­ма­на, тра­диц. муз. дра­мы. Пе­ре­жи­ва­ли бум жи­во­пись и кал­ли­гра­фия, слу­жив­шие при­бе­жи­щем для кит. об­ра­зо­ван­ной эли­ты, от­стра­нён­ной от вла­сти ино­зем­ца­ми. Об­раз Ю. иг­рал важ­ную роль и в сте­пи. Ти­тул Ба­ту-Мун­кэ – Да­ян-хан, воз­ро­див­ше­го монг. гос-во в кон. 15 в., обыч­но свя­зы­ва­ют имен­но с монг. на­име­но­ва­ни­ем Ю. По­сле ги­бе­ли в 1634 по­след­не­го ве­ли­ко­го ха­на – ча­хар­ско­го Ли­гдэн-ха­на – по­бе­див­ший его Хун Тай­цзи объ­я­вил, что ему бы­ла пе­ре­да­на пе­чать Чин­гис­ха­на, из­ме­нил на­зва­ние сво­его гос-ва на Цин и при­нял ти­тул ве­ли­ко­го ха­на, под­черк­нув та­ким об­ра­зом, что од­ним из ис­точ­ни­ков его ле­ги­тим­но­сти яв­ля­ет­ся Юань.

Лит.: The Cambridge history of China. Camb., 1994. Vol. 6: Alien regimes and border states, 907–1368.

Вернуться к началу