Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНГУ́ТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 640-641

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев (история), С. А. Комиссаров (археология)

ТАНГУ́ТЫ, древ­ний на­род, но­си­тель язы­ка ти­бе­то-бир­ман­ской груп­пы (воз­мож­но, цян­ской под­груп­пы). Т. – эк­зо­ним тюрк. или монг. про­ис­хо­ж­де­ния [впер­вые упо­мя­нут в над­пи­си Биль­ге-ка­га­на (735), так­же в со­гдий­ских и хо­тан­ских тек­стах]; са­мо­на­зва­ния, ве­ро­ят­но, – ми-ндзи­во, ми-нья’ или ми.

Пред­ки Т. – дан­ся­ны (воз­мож­но, кит. транс­крип­ция Т.) жи­ли в вер­ховь­ях р. Ху­ан­хэ и близ оз. Ку­ку­нор. В кон. 6 – нач. 7 вв., ища за­щи­ты от Ти­бет­ской им­пе­рии, ста­но­вят­ся дан­ни­ка­ми Ки­тая, по­сте­пен­но за­се­лив ряд рай­онов на пла­то Ор­дос и к югу от не­го, од­на­ко их вас­са­ли­тет от им­пе­рии Тан ста­но­вил­ся всё бо­лее фор­маль­ным, со­про­во­ж­дал­ся жа­ло­ва­ни­ем но­вых зе­мель и ти­ту­лов. Воз­вы­сив­ший­ся род То­ба (воз­мож­но, вы­ход­цы из мон­го­лоя­зыч­ных ко­чев­ни­ков сянь­би) в кон. 9 в. по­мог по­да­вить вос­ста­ния Ху­ан Чао в Ки­тае, за что его гла­ва То­ба Сы-гун (обыч­но из­вест­ны толь­ко кит. име­на тан­гут­ских пра­ви­те­лей) по­лу­чил ти­тул ва­на и пра­во но­сить имп. фа­ми­лию Ли. Не позд­нее 9–10 вв. к Т. про­ни­ка­ет буд­дизм (по­том стал офиц. ре­ли­ги­ей гос-ва Т.), То­ба под­чи­ня­ют се­бе всё но­вые дан­сян­ские пле­ме­на, из ко­то­рых на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся еди­ная общ­ность Т. Из­на­чаль­но Т. бы­ли пре­ж­де все­го ко­че­вы­ми ско­то­во­да­ми, но впо­след­ст­вии под влия­ни­ем ки­тай­цев мно­гие из них пе­ре­шли к зем­ле­де­лию; важ­ную роль иг­ра­ла и до­бы­ча со­ли. Вла­сти им­пе­рии Сун пы­та­лись ог­ра­ни­чить не­за­ви­си­мость Т., в от­вет То­ба Цзи-цянь в 982 под­нял вос­ста­ние. В 991 он по­лу­чил пра­во но­сить имп. фа­ми­лию Чжао, но вой­ны с ки­тай­ца­ми и ти­бет­ца­ми про­дол­жа­лись. В 1002 Цзи-цянь взял г. Лин­чжоу (совр. г. Линъу в Нин­ся-Ху­эй­ском ав­то­ном­ном рай­оне) – осн. опор­ный пункт сун­ской ар­мии – и в 1003 сде­лал его сво­ей сто­ли­цей. Ос­лаб­лен­ный по­ра­же­ни­ем от ки­да­ней, Ки­тай в 1006 при­знал фак­тич. не­за­ви­си­мость гос-ва Т. В 1016 То­ба Дэ-мин (1004–31) по­смерт­но при­сво­ил сво­ему от­цу Цзи-ця­ню имп. ти­тул, ввёл адм. сис­те­му кит. об­раз­ца, в 1020 пе­ренёс сто­ли­цу в г. Син­чжоу (Син­цин, совр. Инь­чу­ань) и раз­бил вой­ска ки­да­ней, став не­за­ви­си­мым от Ляо. В 1028 Т. при­сое­ди­ни­ли Гань­чжоу­ское кн-во уй­гу­ров, по­сле 1036 – Дуньху­ан, дой­дя на за­па­де до гра­ниц Ха­мий­ско­го оа­зи­са и ов­ла­дев важ­ным от­рез­ком Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти. В 1038 сын Дэ-ми­на, Ли Юань-хао (1032–48), про­воз­гла­сил се­бя им­пе­ра­то­ром Си Ся. В 1227 Си Ся унич­то­жил Чин­гис­хан, но мн. Т. по­сту­пи­ли на служ­бу в Мон­голь­скую им­пе­рию и иг­ра­ли в ней за­мет­ную роль. По­сле па­де­ния монг. им­пе­рии Юань вой­ска кит. ди­на­стии Мин опус­то­ши­ли зем­ли Т., ко­то­рые за­ня­ли кит. по­се­лен­цы. Уце­лев­шие Т. бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны ки­тай­ца­ми и ти­бет­ца­ми. Имя Т. пе­ре­шло на ти­бе­то-монг. ко­че­вое на­се­ле­ние Сев.-Вост. Ти­бе­та (Ам­до) и при­ле­гаю­щих рай­онов. Язык и пись­мен­ность Т., ве­ро­ят­но, про­су­ще­ст­во­ва­ли в не­ко­то­рых буд­дий­ских мо­на­сты­рях до нач. 17 в.

Мавзолей на тангутском некрополе близ современного города Иньчуань. Фото Carsten Ullrich / flickr.com

К опор­ным ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­кам Т. от­но­сит­ся Ха­ра-Хо­то. В 20 км вос­точ­нее, на го­ро­ди­ще Лу­чэн най­де­ны тек­сты буд­дий­ских сутр на тан­гут­ском яз., пе­ча­ти, мо­не­ты, ур­ны с чёр­ной рос­пи­сью или гла­зу­рью по свет­ло­му фо­ну и др. В у. Хэ­лань (Нин­ся-Ху­эй­ский ав­то­ном­ный рай­он) изу­ча­лись ос­тат­ки 13-этаж­ной па­го­ды Бай­сы­гоу (1076), сре­ди на­хо­док: ке­ра­мич. и ка­мен­ные буд­дий­ские изо­бра­же­ния; ша­ри­ра (ре­ли­к­ва­рии с мо­ща­ми пра­вед­ни­ков); тан­гут­ские над­пи­си на кир­пи­чах, де­рев. сте­лах, сбор­ник сти­хов и пе­ре­вод буд­дий­ско­го трак­та­та, от­пе­ча­тан­ный с по­мо­щью на­бор­но­го дерев. шриф­та (древ­ней­ше­го из со­хра­нив­ших­ся), и др. Сре­ди над­пи­сей на тан­гут­ском яз. – сте­лы из «Па­го­ды ус­лы­шан­ной мо­лит­вы» (Гань­ин­та; 1094; би­лин­гва с кит. яз.) в г. Увэй и из мо­ги­лы имп. Ли Жэнь-сяо (1139–93) с опи­са­ни­ем его дея­ний и пред­ков. Ман­тры из «Сут­ры серд­ца» на сте­не у во­рот за­ста­вы Цзюй­юн­гу­ань (Ве­ли­кая Ки­тай­ская сте­на) за­пи­са­ны на тан­гут­ском, монг., ти­бет., уй­гур­ском, кит. язы­ках и сан­ск­ри­те (1345). Дха­ра­ни (ман­тры-за­кли­на­ния) на 2 ко­лон­нах (1502) из рай­она г. Бао­дин (пров. Хэ­бэй) со­про­во­ж­да­ли име­на до­на­то­ров. На за­па­де Внутр. Мон­го­лии, се­ве­ре Нин­ся-Ху­эй­ского ав­то­ном­но­го рай­она Ки­тая, в Юж­но-Го­бий­ском ай­ма­ке Мон­го­лии вы­яв­ле­ны кре­по­сти и сиг­наль­ные выш­ки, со­еди­нён­ные «длин­ны­ми сте­на­ми», ко­то­рые при­кры­ва­ли сев. гра­ни­цу Си Ся.

Близ совр. кит. г. Инь­чу­ань в вост. пред­горь­ях хреб­та Хэ­лань­шань – гл. не­к­ро­поль Т. (пл. ок. 10: 4,5 км): 9 мав­зо­ле­ев пра­ви­те­лей [от Цзи-ця­ня до Ань-цю­а­ня (1206–11)] со­про­во­ж­да­ли бо­лее 200 мо­гил ари­сто­кра­тии. Ка­ж­дый мав­зо­лей ок­ру­жён 3 ря­да­ми стен из ут­рам­бо­ван­но­го лёс­са с баш­ня­ми по 4 уг­лам; внут­ри – 8-уголь­ная пи­ра­ми­да из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли в 5, 7 или 9 сту­пен­ча­тых яру­сов (выс. до 20 м), за­лы для по­ми­на­ний и жерт­во­при­но­ше­ний, па­го­ды, сте­лы, «ал­лея ду­хов» из про­ти­во­стоя­щих ка­мен­ных ста­туй лю­дей и жи­вот­ных. Най­де­ны фраг­мен­ты фре­сок с изо­бра­же­ни­ем вои­нов, из­де­лий из фар­фо­ра и шёл­ка, че­ре­пи­ца, в т. ч. гла­зу­ро­ван­ная, пан­цир­ные пла­сти­ны, ук­ра­ше­ния, по­зо­ло­чен­ная брон­зо­вая скульп­ту­ра бы­ка (мас­са 188 кг) и др. Здесь соз­дан Му­зей Си Ся (1998).

Лит.: Си­ся тун­ши. Инь­чу­ань, 2005; Кы­ча­нов Е. И. Ис­то­рия тан­гут­ско­го го­су­дар­ст­ва. СПб., 2008; Тан­гу­ты в Цен­траль­ной Азии. М., 2012; Тан И. Си­ся фо­та. Шан­хай, 2013; Ню Да­шэн. Си­ся као­гу лунь­гао. Шан­хай, 2013.

Вернуться к началу