ТАНГУ́ТЫ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАНГУ́ТЫ, древний народ, носитель языка тибето-бирманской группы (возможно, цянской подгруппы). Т. – экзоним тюрк. или монг. происхождения [впервые упомянут в надписи Бильге-кагана (735), также в согдийских и хотанских текстах]; самоназвания, вероятно, – ми-ндзиво, ми-нья’ или ми.
Предки Т. – дансяны (возможно, кит. транскрипция Т.) жили в верховьях р. Хуанхэ и близ оз. Кукунор. В кон. 6 – нач. 7 вв., ища защиты от Тибетской империи, становятся данниками Китая, постепенно заселив ряд районов на плато Ордос и к югу от него, однако их вассалитет от империи Тан становился всё более формальным, сопровождался жалованием новых земель и титулов. Возвысившийся род Тоба (возможно, выходцы из монголоязычных кочевников сяньби) в кон. 9 в. помог подавить восстания Хуан Чао в Китае, за что его глава Тоба Сы-гун (обычно известны только кит. имена тангутских правителей) получил титул вана и право носить имп. фамилию Ли. Не позднее 9–10 вв. к Т. проникает буддизм (потом стал офиц. религией гос-ва Т.), Тоба подчиняют себе всё новые дансянские племена, из которых начинает складываться единая общность Т. Изначально Т. были прежде всего кочевыми скотоводами, но впоследствии под влиянием китайцев многие из них перешли к земледелию; важную роль играла и добыча соли. Власти империи Сун пытались ограничить независимость Т., в ответ Тоба Цзи-цянь в 982 поднял восстание. В 991 он получил право носить имп. фамилию Чжао, но войны с китайцами и тибетцами продолжались. В 1002 Цзи-цянь взял г. Линчжоу (совр. г. Линъу в Нинся-Хуэйском автономном районе) – осн. опорный пункт сунской армии – и в 1003 сделал его своей столицей. Ослабленный поражением от киданей, Китай в 1006 признал фактич. независимость гос-ва Т. В 1016 Тоба Дэ-мин (1004–31) посмертно присвоил своему отцу Цзи-цяню имп. титул, ввёл адм. систему кит. образца, в 1020 перенёс столицу в г. Синчжоу (Синцин, совр. Иньчуань) и разбил войска киданей, став независимым от Ляо. В 1028 Т. присоединили Ганьчжоуское кн-во уйгуров, после 1036 – Дуньхуан, дойдя на западе до границ Хамийского оазиса и овладев важным отрезком Великого шёлкового пути. В 1038 сын Дэ-мина, Ли Юань-хао (1032–48), провозгласил себя императором Си Ся. В 1227 Си Ся уничтожил Чингисхан, но мн. Т. поступили на службу в Монгольскую империю и играли в ней заметную роль. После падения монг. империи Юань войска кит. династии Мин опустошили земли Т., которые заняли кит. поселенцы. Уцелевшие Т. были ассимилированы китайцами и тибетцами. Имя Т. перешло на тибето-монг. кочевое население Сев.-Вост. Тибета (Амдо) и прилегающих районов. Язык и письменность Т., вероятно, просуществовали в некоторых буддийских монастырях до нач. 17 в.
К опорным археологич. памятникам Т. относится Хара-Хото. В 20 км восточнее, на городище Лучэн найдены тексты буддийских сутр на тангутском яз., печати, монеты, урны с чёрной росписью или глазурью по светлому фону и др. В у. Хэлань (Нинся-Хуэйский автономный район) изучались остатки 13-этажной пагоды Байсыгоу (1076), среди находок: керамич. и каменные буддийские изображения; шарира (реликварии с мощами праведников); тангутские надписи на кирпичах, дерев. стелах, сборник стихов и перевод буддийского трактата, отпечатанный с помощью наборного дерев. шрифта (древнейшего из сохранившихся), и др. Среди надписей на тангутском яз. – стелы из «Пагоды услышанной молитвы» (Ганьинта; 1094; билингва с кит. яз.) в г. Увэй и из могилы имп. Ли Жэнь-сяо (1139–93) с описанием его деяний и предков. Мантры из «Сутры сердца» на стене у ворот заставы Цзюйюнгуань (Великая Китайская стена) записаны на тангутском, монг., тибет., уйгурском, кит. языках и санскрите (1345). Дхарани (мантры-заклинания) на 2 колоннах (1502) из района г. Баодин (пров. Хэбэй) сопровождали имена донаторов. На западе Внутр. Монголии, севере Нинся-Хуэйского автономного района Китая, в Южно-Гобийском аймаке Монголии выявлены крепости и сигнальные вышки, соединённые «длинными стенами», которые прикрывали сев. границу Си Ся.
Близ совр. кит. г. Иньчуань в вост. предгорьях хребта Хэланьшань – гл. некрополь Т. (пл. ок. 10: 4,5 км): 9 мавзолеев правителей [от Цзи-цяня до Ань-цюаня (1206–11)] сопровождали более 200 могил аристократии. Каждый мавзолей окружён 3 рядами стен из утрамбованного лёсса с башнями по 4 углам; внутри – 8-угольная пирамида из утрамбованной земли в 5, 7 или 9 ступенчатых ярусов (выс. до 20 м), залы для поминаний и жертвоприношений, пагоды, стелы, «аллея духов» из противостоящих каменных статуй людей и животных. Найдены фрагменты фресок с изображением воинов, изделий из фарфора и шёлка, черепица, в т. ч. глазурованная, панцирные пластины, украшения, позолоченная бронзовая скульптура быка (масса 188 кг) и др. Здесь создан Музей Си Ся (1998).