ДУНЬХУА́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУНЬХУА́Н, историч. город в зап. части пров. Ганьсу (Китай). Нас. 127,5 тыс. чел. (2007). Основан по приказу имп. У-ди в 111 до н. э. как центр одноим. округа. С 317 н. э. Д. входил в состав разл. государств, возникавших на севере Китая, в 400 стал столицей гос-ва, созданного Ли Гао и разгромленного сюнну в 420. В 421 Д. заняли войска кит. гос-ва Сев. Лян, в 439 область вошла в состав Сев. Вэй, в 557 – Сев. Чжоу. В конце 6 в. провинция Д. стала частью империи Суй, в 605–609 сюда была направлена комиссия для изучения возможностей торгового пути на запад. К 640 Д. был включён в состав империи Тан. В 781 Д. и ряд др. земель захватили тибетцы (тобо). В 848 они были изгнаны в результате войны, начатой местным богачом Чжан Ичао, основавшим в 866 династию правителей Д.; в 907, после падения империи Тан, Чжан Чэнфэн создал здесь гос-во, но в 911 стал вассалом уйгурского гос-ва Кочо. С 1036 Д. контролировали племена зап. цянов, затем – гос-во тангутов Зап. Ся. В 1227 Д. захватили монголы, в 1271 город включён в гос-во Юань (с 1281 часть пров. Ганьсу). С 1403 в составе гос-ва Мин; после закрытия Китая для иностранцев Д. в 1524 потерял значение важного перевалочного пункта. Был одним из узловых пунктов Великого шёлкового пути, одним из центров буддиз-ма. Правители Д. обладали большой степенью независимости, особенно в периоды ослабления или распада империй.
К юго-востоку от Д., на вост. склоне скального массива Миншашань, расположен пещерный буддийский монастырский комплекс, именуемый Цяньфодун («Пещеры тысячи Будд») или Могао. Судя по надписи на стене одной из пещер, он основан монахом Лэцзунем в 366 (по др. источникам, в 362, 353, в нач. 3 в.), строительство продолжалось до 14 в. (уже к 698 было более 1000 помещений); создавался под влиянием школ центр. Китая, инд., иранской, центр.-азиат. традиций. Затем монастырь был заброшен и засыпан оползнями, благодаря чему в сухом климате пустыни многое сохранилось. Вновь обнаружен буддийским монахом Ван Юаньлу в 1900, исследовался мн. экспедициями, в т. ч. А. Стейна, П. Пеллио, С. Ф. Ольденбурга и др. (вывезенные тогда находки составили богатейшие коллекции во многих науч. центрах за пределами Китая), в 1944 создан Ин-т по изучению Д., в 1984 – Академия, ведущие систематич. археологич. и реставрац. работы. Сейчас известны: 494 пещеры, расположенные в 4–5 ярусов на протяжении более чем 1000 м; более 40 тыс. рукописей, ксилографий, эпиграфич. и др. памятников кит., хотано-сакской, согдийской, тохарской, тибетской, др.-тюркской, уйгурской письменности (хозяйств. и адм. документы, религиозные, лит., историч., муз. произведения и т. д.); 45 тыс. м 2 настенной живописи; ок. 2400 полихромных скульптур; рисунки на шёлке; ткани (в т. ч. китайские, на которых отмечены место изготовления, размер, вес, цена куска); захоронения костей монахов в урнах-шкатулках и др.
Росписи пещер выполнены клеевыми красками по сухому грунту. Для росписей 5–6 вв. характерны красно-коричневый фон, горизонтальная фризовая композиция с лаконичными и динамичными изображениями на сюжеты «Джатаки» и др. С 7–8 вв. в росписях начали преобладать белый фон и панорамные пространственные построения, в которых в рамках темы райской страны Будды Амитабхи всё большее место занимала пейзажная и бытовая тематика. Примитивность и стилистич. неоднородность ранних росписей сменилась утончённо-элегантным стилем письма, а мрачный экспрессивный колорит – светлой цветовой гаммой. Все персонажи приобрели местные этнич. черты. Драматизм религ. исканий отступил перед традиц. кит. этикой «срединного пути». Росписи 10–14 вв. свидетельствуют о глубокой и всесторонней китаизации исходной инд. и центр.-азиат. буддийской иконографии. Пещерный комплекс включён в список Всемирного наследия.
Д. является туристич. центром (в 2006 посетило ок. 1,2 млн. чел.), развивается сфера услуг.