ЦИН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИН (Да Цин, маньч. Дайцингурунь, Великая Цин), маньч. империя в Вост. и Центр. Азии. В кон. 16 в. среди племён чжурчжэней стал усиливаться род Гиоро, чьи владения находились на востоке совр. пров. Ляонин. В 1583 род возглавил Нурхаци, начавший объединять чжурчжэньские племена под своей властью, параллельно совершенствуя гос. управление. В 1612 Нурхаци переименовал свой род в Айсинь Гиоро, а в 1616 провозгласил себя ханом гос-ва Цзинь, объявленного им возрождённой чжурчжэньской империей Цзинь. После разгрома армии империи Мин (1621) его войска захватили кит. обл. Ляодун. В 1625 он перенёс столицу в Шэньян (переименован в Мукден). После этого влияние кит. культуры в гос-ве Нурхаци, особенно в области управления, заметно выросло; мн. должности стали занимать кит. чиновники.
Сын Нурхаци – Хун Тайцзи (Абахай) якобы получил печать Чингисхана после победы над чахарским Лигдэн-ханом (1634) и отказался от возведения корней своей власти к Цзинь. В 1635 было объявлено, что народ следует именовать маньчжурами (вероятно, самоназвание части чжурчжэньских племён), с 1636 гос-во стало называться Ц. (Чистое), а Хун Тайцзи принял титул великого хана. В 1634 им создан арт. корпус; в 1635 к 8 маньч. знамёнам было добавлено 8 монгольских, а в 1637–42 созданы 8 кит. знамён; к концу его правления армия Ц. стала сильнейшей в регионе. В 1627 и 1636 она вторглась в Корею, сделав её данником Ц.; с нач. 1630-х гг. маньч. конница регулярно разоряла Сев. Китай; в 1636–44 Ц. покорилось Приамурье. Хун Тайцзи наследовал его сын – Фулинь (1638–61) при регентстве своего дяди, Доргоня. В это время империя Мин переживала тяжёлые времена; в апр. 1644 Пекин был взят повстанцами Ли Цзычэна. В этих условиях командующий лучшей минской армией У Саньгуй обратился к Доргоню с просьбой о помощи в борьбе против мятежников, обещая взамен верность и службу. 27.5.1644 союзная армия разгромила крестьян Ли Цзычэна; 6.6.1644 пал Пекин; осенью 1644 Фулинь первым из маньч. правителей официально принял кит. имп. титул, столицей Ц. стал Пекин.
В 1645 Ц. подавила крестьянское движение в Сев. Китае, в 1647 – в Центр. Китае, в 1662 казнён последний император т. н. Юж. Мин, контролировавшей юго-зап. провинции Китая. В 1673–81 Ц. подавила Восстание трёх князей-данников во главе с У Саньгуем, в 1683 заняла Тайвань – последний оплот минских лоялистов. В правление императоров Сюанье и Цяньлуна удалось расширить границы империи: в 1691 в её состав вошла Монголия Внешняя; в 1755–59 пало Джунгарское ханство и власть Ц. распространилась на территорию совр. Синьцзяна и соседние области; в 1792 протекторатом стал Тибет. После взятия в 1685 маньч. войсками Албазина, крепости в верхнем Приамурье, Россия была вынуждена подписать с Ц. Нерчинский мирный договор (1689), частично установивший границу по Амуру и определивший правила торговли между державами. К кон. 18 в. Ц. представляла собой одно из крупнейших государств мира площадью ок. 13 млн. км2 и с населением ок. 300 млн. чел. На долю Ц. приходилось ок. 1/4 мирового произ-ва, большую роль играли мануфактуры, быстро росли города. Технологич. прогресс в Ц. несколько отставал от Европы из-за избытка рабочих рук, однако это не влияло на крайне выгодную для Ц. внешнюю торговлю, львиная доля которой приходилась на чай. Империя была неоднородна, власти осознанно поддерживали разл. уклад жизни в разных частях страны и стремились не допускать контактов китайцев (подавляющей массы населения) с жителями Монголии (Внутренней и Внешней), Маньчжурии, Тибета и Синьцзяна. В Пекин были переселены сотни тысяч маньчжуров, составлявших воен. сословие и гл. опору трона.
Однако внутри страны нарастали противоречия. Маньчжуры, несмотря на усилия властей, постепенно ассимилировались и теряли свои боевые качества. «Варварская» династия раздражала кит. элиты, для которых путь к высоким гос. постам был затруднён, и крестьянство, в жизни которого большую роль играли антиманьчжурские тайные общества. Враждебно относились к власти Ц. и народности Юж. Китая, и кит. мусульмане. В 1796 в Центр. Китае вспыхнуло восстание, во главе которого стояли члены об-ва «Белого лотоса», принявшее масштабы крестьянской войны, подавить которую удалось только в 1804 (по др. данным, в 1805). Осложнились отношения с зап. державами. В результате 1-й «опиумной войны» потерпевшая поражение Ц. была вынуждена подписать ряд неравноправных договоров, открывавших эпоху зависимости империи от стран Запада. Реакцией на поражение стала целая серия антиманьчжурских восстаний в Юж. и Центр. Китае, крупнейшим из которых было Тайпинское восстание 1850–64, почти уничтожившее Ц. После прихода в 1861 к власти императрицы Цыси вокруг трона сплотились управленцы-практики (Цзэн Гофань, Ли Хунчжан, Цзо Цзунтан и др.), начавшие т. н. политику самоусиления, предполагавшую форсированную модернизацию армии и воен. пром-сти по зап. образцу. Вскоре она дала плоды: было подавлено Тайпинское восстание, удалось, несмотря на колоссальные потери, взять верх над восставшими кит. мусульманами (1862–73) и вернуть под власть Пекина мятежный Синьцзян (см. Уйгуро-дунганское восстание 1864–77). Однако окружение Цыси опасалось глубокой модернизации общества, их половинчатые меры не были достаточны, что проявилось во время японо-китайской войны 1894–95, когда войска Японии разгромили маньчжуров. Попытка имп. Цзай Тяня в 1898 с помощью реформаторов исправить бедственное положение империи (см. «Сто дней реформ») была пресечена Цыси. Поражение поддержанного Цыси восстания Ихэтуань привело к окончат. превращению Ц. в полуколонию. К территориальным уступкам зап. державам (Гонконг, Макао, Ляодун, Циндао) и разделению ими империи на сферы влияния добавилась финансовая кабала, ставшая последствием наложенной на Ц. «боксёрской» контрибуции (для реализации прав кредиторов державы получили право постоянного нахождения на территории Ц. своих вооруж. сил). В 1908 Цыси скончалась; на трон взошёл малолетний Пу И. Попытки его отца и регента кн. Чуня начать запоздалые реформы не увенчались успехом. В результате Синьхайской революции 1911–12 Пу И потерял трон. Империя Ц. прекратила своё существование.