Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЯНЬЛУ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 378

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ЦЯНЬЛУ́Н [лич­ное имя Хун Ли; Ц. (букв. – не­бес­ное про­цве­та­ние) – де­виз прав­ле­ния] (25.9.1711, Пе­кин – 7.2.1799, там же), 6-й пра­ви­тель (1736–96) им­пе­рии Цин. Ц. был чет­вёр­тым сы­ном имп. Инь­чжэ­ня. Прав­ле­ние Ц. от­ме­че­но ак­тив­ной внеш­ней по­ли­ти­кой. К 1759 ему уда­лось за­кон­чить на­ча­тую ещё его де­дом, имп. Сю­а­нье, вой­ну с Джун­гар­ским хан­ст­вом, в хо­де ко­то­рой по­след­нее бы­ло унич­то­же­но вме­сте с б. ч. жи­те­лей. В 1759 им­пе­рия рас­про­стра­ни­ла свою власть на Вост. Тур­ке­стан и со­пре­дель­ные об­лас­ти. В 1792, по­сле по­бе­ды над гурк­ха­ми, окон­ча­тель­но сло­жил­ся про­тек­то­рат над Ти­бе­том. В ито­ге им­пе­рия Цин дос­тиг­ла пи­ка сво­ей тер­ри­то­ри­аль­ной экс­пан­сии. Тя­жё­лым по­ра­же­ни­ем, од­нако, обер­ну­лись 4 по­пыт­ки втор­же­ния в Бир­му (1765–69); ус­пеш­ная по­на­ча­лу кам­па­ния во Вьет­на­ме (1788) уже в 1789 при­ве­ла к раз­гро­му маньч. ар­мии. Ц. при­шлось до­воль­ст­во­вать­ся фор­маль­ным вас­са­ли­те­том вьетн. ди­на­стии Тэй­шо­нов.

Ц. бо­рол­ся за со­хра­не­ние маньч. куль­ту­ры (в 1747 по его при­ка­зу был со­став­лен свод ша­ман­ских ри­туа­лов ро­да Ай­синь Гио­ро). Был дея­тель­ным по­кро­ви­те­лем ти­бет. буд­диз­ма (за­вер­шён пе­ре­вод буд­дий­ско­го ка­но­на на маньч. яз.). В 1773–82 по при­ка­зу Ц. со­став­лен круп­ней­ший свод кит. письм. на­сле­дия «Пол­ное [со­б­ра­ние] книг [всех] че­ты­рёх хра­ни­лищ» («Сы-ку цю­ань-шу») в 36381 то­ме, при­чём при со­став­ле­нии, по­ми­мо ис­прав­ле­ния тек­стов, цен­зу­ри­ро­ва­лись пас­са­жи, ос­кор­би­тель­ные для маньч­жу­ров. Ц. ин­те­ре­со­вал­ся и зап. вея­ния­ми, при его дво­ре ра­бо­тал худ. Дж. Кас­тиль­о­не, под ру­ко­во­д­ством ко­то­ро­го для Ц. в двор­цо­вом ком­плек­се Юань­ми­ню­ань был воз­ве­дён дво­рец и сооружены фон­та­ны в ев­роп. сти­ле. В ос­таль­ном Ц., по­ла­гая, что Цин не ну­ж­да­ет­ся в ино­зем­ных то­ва­рах, не стре­мил­ся к сбли­же­нию с За­па­дом и не спе­шил смяг­чать пра­ви­ла тор­гов­ли (с 1757 для зап. куп­цов был от­крыт лишь Гу­ан­чжоу). В по­след­ние го­ды Ц. при­бли­зил к се­бе ряд кор­рум­пи­ро­ван­ных чи­нов­ни­ков. Это ста­ло од­ной из при­чин гран­ди­оз­ной кре­сть­ян­ской вой­ны 1796–1804 (по др. дан­ным, 1805; вос­ста­ние «Бе­ло­го ло­то­са»), ох­ва­тив­шей центр. Ки­тай и с боль­шим тру­дом по­дав­лен­ной лишь на­след­ни­ка­ми Ц. В февр. 1796 Ц. от­рёк­ся от пре­сто­ла в поль­зу сво­его сы­на – Юн Яня (1760–1820). Впро­чем, вплоть до кон­чи­ны Ц. власть но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ла фор­маль­ной.

Лит.: The Cambridge history of China. Camb., 1978–1980. Vol. 10. Pt. 1–2; 2002–2016. Vol. 9. Pt. 1–2; До­ро­нин Б. Г. Цянь-лун // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4; Ис­то­рия Ки­тая с древ­ней­ших вре­мен до на­ча­ла XXI ве­ка. М., 2014. Т. 6: Ди­на­стия Цин (1644–1911).

Вернуться к началу