Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮАНЬЕ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

СЮАНЬЕ́ (Сю­ань Е) (4.5.1654, Пе­кин – 20.12.1722, там же), чет­вёр­тый пра­ви­тель им­пе­рии Цин, вто­рой им­пе­ра­тор этой ди­на­стии, пра­вив­ший в Ки­тае. Час­то име­ну­ет­ся Кан­си по де­ви­зу прав­ле­ния («Спо­кой­ст­вие и мир»). Тре­тий сын имп. Фу­ли­ня (Шунь­чжи). До со­вер­шен­но­ле­тия С. бы­ли на­зна­че­ны че­ты­ре ре­ген­та, вско­ре один из них, князь Обой, взял в свои ру­ки всю пол­но­ту вла­сти. Боль­шое влия­ние на С. име­ла вос­пи­ты­вав­шая его ба­буш­ка, вдов­ст­вую­щая им­пе­рат­ри­ца Бум­бу­тай (Ся­оч­жу­ан). В 1669 она по­мог­ла С. от­стра­нить Обоя и стать са­мо­сто­ят. пра­ви­те­лем. В 1673 на­ча­лось вос­ста­ние трёх кня­зей-дан­ни­ков (кит. пол­ко­вод­цев, пе­ре­шед­ших на сто­ро­ну мань­чжу­ров и по­лу­чив­ших во вла­де­ние ряд про­вин­ций Юж. Ки­тая), вы­зван­ное ука­зом С. об их от­став­ке (яко­бы по их собств. же­ла­нию). К вос­став­шим, про­воз­гла­сив­шим сво­ей це­лью вос­ста­нов­ле­ние Мин, при­сое­ди­ни­лись и др. вра­ги мань­чжу­ров; вско­ре им уда­лось взять под кон­троль поч­ти це­ли­ком юж. и центр. час­ти Ки­тая. Од­на­ко ре­ши­тель­ные дей­ст­вия С. при­ве­ли в 1676–81 к ка­пи­ту­ля­ции пов­стан­цев. В 1683 маньч. вой­ска вы­са­ди­лись на Тай­ва­не.

В сер. 1680-х гг. в свя­зи с кон­флик­том во­круг Ал­ба­зи­на (см. Ал­ба­зи­на обо­ро­на 1680-х гг.) обо­ст­ри­лись от­но­ше­ния им­пе­рии Цин с Моск. гос-вом. За­клю­че­ние Нер­чин­ско­го до­го­во­ра 1689 по­зво­ли­ло сто­ро­нам пре­кра­тить вой­ну и на­чать взаи­мо­вы­год­ную по­гра­нич­ную тор­гов­лю. В 1708 в Пе­ки­не по при­ка­зу С. от­кры­лась шко­ла рус. язы­ка, с 1716 на­ча­ла ра­бо­ту Рос. ду­хов­ная мис­сия в Пе­ки­не. Важ­ным на­прав­ле­ни­ем маньч. экс­пан­сии в эпо­ху С. бы­ла Мон­го­лия. К на­ча­лу его прав­ле­ния осн. часть Юж. Мон­го­лии уже при­зна­ла власть Цин, фак­тич. не­за­ви­си­мость со­хра­ня­ла лишь Сев. Мон­го­лия (см. Хал­ха). В 1688 в свя­зи с втор­же­ни­ем в Хал­ху пра­ви­те­ля Джун­гар­ско­го хан­ст­ва – Гал­да­на хал­ха­ские кня­зья и гла­ва буд­дий­ской церк­ви I бо­гдо-гэ­гэн об­ра­ти­лись к С. за по­мо­щью. В 1690 вой­ско С. на­нес­ло по­ра­же­ние ар­мии Гал­да­на в уро­чи­ще Улан-Бо­дон, джун­га­ры от­сту­пи­ли в Коб­до на за­па­де Хал­хи. В 1691 на оз. До­лон-Нор про­шёл съезд хал­ха­ских кня­зей, про­воз­гла­сив­ший вхо­ж­де­ние Сев. Мон­го­лии в со­став им­пе­рии Цин. В 1697 вас­са­лом Цин при­знал се­бя хан Ку­му­ла (Ха­ми), од­но­го из вост. оа­зи­сов Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти. В 1715 вой­на с джун­га­ра­ми во­зоб­но­ви­лась, в 1717 они вторг­лись в Ти­бет. Толь­ко в 1720 ар­мии С. уда­лось вы­тес­нить джун­гар из Ти­бе­та и та­ким об­ра­зом обес­пе­чить уси­ле­ние маньч. влия­ния в Вост. Тур­ке­ста­не и Ти­бе­те.

По при­ка­зу С. бы­ла соз­да­на круп­ней­шая из со­хра­нив­ших­ся ан­то­ло­гий клас­сич. кит. тек­стов «Пол­ное со­б­ра­ние древ­них и со­вре­мен­ных ри­сун­ков и книг» («Гу-цзинь ту-шу цзи-чэн»); со­став­лен круп­ней­ший «Сло­варь ие­рог­ли­фов Кан­си» (в него вошло св. 47 тыс. зна­ков, сгруп­пи­ро­ван­ных по 214 клю­чам, – эта си­сте­ма ис­поль­зу­ет­ся и се­год­ня); вы­шло пол­ное из­да­ние по­эзии эпо­хи Тан под лич­ным конт­ро­лем С. Не­смот­ря на кон­фу­ци­ан­скую об­ра­зо­ван­ность, С. ин­те­ре­со­вал­ся и ев­роп. куль­ту­рой, и тех­нич. дос­ти­же­ния­ми. Имен­но С. соз­дал ос­но­вы мо­гу­ще­ст­ва им­пе­рии, по­зво­лив­шие Цин дол­го ос­та­вать­ся в чис­ле ве­ли­чай­ших дер­жав сво­его вре­ме­ни.

Лит.: The Cambridge history of China. Camb., 2002. Vol. 9. Pt. 1; До­ро­нин Б. Г. Кан­си // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу