ТИБЕ́Т
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИБЕ́Т, историч. область, занимающая земли совр. Тибетского автономного р-на (ТАР), б. ч. пров. Цинхай, частично провинции Ганьсу, Сычуань и Юньнань КНР, а также часть инд. штата Джамму и Кашмир и территории Гилгит-Балтистан, подконтрольной Пакистану.
История
Древнейшие следы человеческой деятельности в регионе относятся к позднему палеолиту (в т. ч. на необитаемой ныне выс. 4300–5100 м). Следующий период представлен традицией «негеометрич. микролитов»; памятники в у. Нагчу близки типу Шиюй (Сев. Китай). Не позднее 5–4-го тыс. до н. э. появилась керамика. На востоке региона сформировалась неолитич. культура Кажо (Каруй; по новым данным, 3 этапа: от 3-й трети 4-го до сер. 3-го тыс. до н. э.).
Культуры палеометалла (Цицзя, Цзунжи, Мачан, Баньшань, Каяо, Сыба, Синьдянь, Сыва и др.) в верховьях р. Хуанхэ соотносят с цянами (жунами), предками тибет. народов. В ходе войн др.-кит. государства вытеснили жунов на Тибетское нагорье, где те в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. вступили в контакт с местным населением (культура Цюйгун и др.), заложив основу прототибетских культур. В юж. и вост. части ТАР встречаются могилы с каменными ящиками (от конца неолита до 7–9 вв. н. э.), связанные с Центр. Азией и Юж. Сибирью. Смешение этих традиций с местными прослеживается в цянских культурах Ганьсу и Цинхая, а также на Тибетском нагорье. На этой основе формируются туфани (тубод), создавшие одноим. государство. Петроглифы (более 60 мест) близки центр.-азиат. и южносибирским, наскальные рисунки – юж.-кит. традициям.
В 1-й пол. 7 в. царь Сронцзангампо создал могущественную Тибет. империю, объединившую весь Т. Во 2-й пол. 7 в. тибетцы соперничали с кит. имп. Тан за контроль над Зап. краем, в 1-й пол. 8 в. активно участвовали в борьбе тюрков и китайцев с араб. экспансией в Центр. Азии. В правление Тисонг Децэна (755–797) благодаря ослаблению Китая Т. расширил свои границы; в 763 тибет войска заняли столицу Тан Чанъань, Т. удалось на время взять под контроль юж. маршрут Великого шёлкового пути. Благодаря инд. учителям Падмасамбхаве и Шантаракшите укрепились позиции буддизма; их ученики основали древнейшую школу тибет. буддизма ньингма, в кон. 770-х гг. был открыт первый монастырь – Самье. Нач. 9 в. Т. провёл в войнах с Халифатом и Уйгурским каганатом. В 842 Т. распался на множество княжеств, управлявшихся собств. династиями, внешние завоевания были утрачены. В 11 в. возникли три ключевые школы тибет. буддизма: кадам-па, сакья-па и кагью-па. С распространением буддизма связан ряд наскальных изображений; пещерные храмы и монастыри (в осн. в окр. Али) со скульптурами, фресками, в т. ч. сюжетными. Неэффективность светской политич. власти привела к быстрому росту роли монастырей, ставших центрами не только образования и науки, но также управления прилегающими к ним территориями. Власть настоятелей монастырей часто превышала власть светских владетелей. В нач. 13 в. наибольшим влиянием обладала школа сакья-па.
В 1252–53 монг. войска дошли до Лхасы; глава школы сакья-па Пагба-лама стал наставником Хубилая, в 1260 пожаловавшего ему титул гос. наставника (го-ши) и сделавшего его правителем Т. Специфика этого вассалитета определялась тем, что управлявший Т. гос. наставник в светских делах подчинялся великому хану, но в духовных считался его учителем. Гегемония школы сакья-па сохранялась почти до самого конца существования империи Юань. В 1354 мон. Сакья был взят войсками Джанчуб Гьялцена из династии Пагмоду-па, правившей в обл. Уй и связанной со школой кагью-па. Эта династия правила Т. до 1435. Была основана школа гелуг-па (Школа добродетели), чьи монастыри отличались строгостью правил. В 1435–1565 власть в Т. перешла в руки династии Ринпунг-па, а затем оказалась у династии Цанг-па. Власть этих династий распространялась лишь в земледельч. области долины Ярлунг-Дзангбо (Цангпо), земли кочевников подчинялись гегемонам номинально.
Дальнейшая история Т. связана с растущей популярностью школы гелуг-па. В 1578 на встрече одного из первоиерархов гелуг-па Сонам Гьяцо и тумэтского Алтан-хана последний принял буддизм и даровал Сонаму Гьяцо титул далай-ламы. Впоследствии этот титул был ретроспективно распространён на предыдущие перерождения Сонама Гьяцо, а сам он стал именоваться Далай-ламой III. В 1642 Далай-лама V обратился к ойратскому (хошутскому) правителю Гуши-хану за помощью против притеснений со стороны др. школ и правителей Цанг-па. Гуши-хан низверг Цанг-па и передал Т. в руки далай-ламы, воен. власть оказалась в руках покровителей далай-ламы – хошутских ханов. В 1717 хошутский Лхавзан-хан был убит джунгарами, разорившими Лхасу. В 1720 джунгаров изгнали из Т. монг. войска, направленные маньч. имп. Сюанье. Сюанье учредил при далай-ламе правительство – кашаг и посадил двух представителей двора – амбаней. В 1788–92 Т. вёл тяжёлую войну с гуркхами, Лхаса обратилась за помощью к Пекину. В итоге Т. лишился права свободно вести внешнюю политику, власть амбаней усилилась: только через них далай-лама и второй иерарх школы гелук – панчен-лама отныне могли обращаться к императору. Выбор их новых перерождений стал утверждаться императором. Ко 2-й пол. 19 в. кризис Цинской империи привёл к тому, что власть амбаней в Лхасе стала формальной. В нач. 20 в. за влияние в Т. боролись Великобритания и Россия. Ок. 1900 А. Доржиев, один из учителей Далай-ламы XIII, начал тайные переговоры с С.-Петербургом о приёме Т. под протекторат России. В дек. 1903 брит. войска вторглись в Т. (не начинали активные воен. действия до марта 1904). Великобритания навязала Т. соглашение о протекторате, но реализовать его не удалось; в 1906 британцы признали сюзеренитет Китая в Т.; в 1907 в рамках англо-рос. соглашения обе державы отказывались от попыток проникновения в Тибет.
С 1906 амбань Лянь Юй начал реализацию политики китаизации Т. В февр. 1910 далай-лама был лишён всех своих постов и вынужден бежать в Дарджилинг под защиту Великобритании. Успеху Лянь Юя помешал распад Цинской империи. В нояб. 1911 кит. гарнизон Лхасы восстал и начал грабить мирное население, но получил отпор; в кон. 1912 последние кит. солдаты покинули Т. В янв. 1913 далай-лама вернулся в Лхасу и объявил о независимости Т. Осенью 1913 Великобритания собрала в г. Симла в Индии англо-кит.-тибет. конференцию (см. Симлское соглашение 1914) с целью формализовать особый статус Т. в составе Китая. Кит. делегация отказалась подписать соглашение, реальная власть в Т. осталась в руках далай-ламы. После победы над армией Кит. Республики Народно-освободительная армия Китая начала вторжение в Т. В окт. 1950 тибет. армия была разбита, 23.5.1951 тибет. делегация подписала в Пекине т. н. Соглашение из 17 статей, согласно которому далай-лама признавал Т. частью КНР, отказывался от самостоят. внешней политики, но сохранял власть в центр. части Т. (кроме Амдо и Кама). Китай обязывался не форсировать реформы в Т. и позволить Лхасе сохранить там привычный уклад. Кит. власти в целом исполняли обязательства в центр. Т., но начали жёсткие реформы в Амдо и Каме. 10.3.1959 население Лхасы подняло восстание. Далай-лама XIV с приближёнными бежал в Индию (в апреле того же года в Дхарамсале было учреждено тибет. правительство в изгнании – Центр. администрация Т. – во главе с Далай-ламой XIV). После восстания политика Китая в Т. резко изменилась. В 1959–61 были закрыты почти все из 6 тыс. тибет. монастырей (в период «Культурной революции» 1966–76 большинство их было разрушено отрядами хунвейбинов). Пекин провёл земельную реформу, сопровождавшуюся инсценированными судами над помещиками, офицерами и чиновниками, представителями знати и церкви. Число погибших тибетцев оценивается в 400–1200 тыс. чел.; многие тибетцы были убиты, отправлены в лагеря, погибли на строительстве дорог, воен. объектов. В 1965 тибет. земли, до 1959 находившиеся под управлением Лхасы, были преобразованы в Тибетский автономный район. На сегодняшний день кит. политика по-прежнему вызывает протест значит. части тибетцев. В 2008 многие области Т. были охвачены волнениями, подавленными кит. армией. С 2011 Далай-лама XIV отказался от поста главы тибет. правительства, председатель правительства выбирается путём голосования среди тибет. эмигрантов. Гл. требованием является предоставление Т. реальной автономии.
Литература
Лит-ра тибетцев развивается на тибетском языке. Первые письм. памятники относятся к 7 в.: с санскрита переведены «Карандавьюха-сутра» и эпич. поэма «Жизнь Будды» Ашвагхоши. В 8 в. крупным центром перевода буддийских текстов был мон. Самье. В 9–10 вв. появились первые хроники («Дуньхуанские хроники», «Башэд»).
После распада Тибетской империи и формирования локальных буддийских школ (11–14 вв.) вплоть до нач. 20 в. лит. творчество эволюционировало в русле индо-тибет. классич. канона при решающем влиянии буддизма. Адептами школы ньингма создавались апокрифич. тексты («Маникамбум», «Сказания Падмы»). Развитие получила поэзия религиозного (Миларепа) и дидактического (Сакья-пандита) содержания. Распространился жанр проповеди с использованием сюжетных повествований: «Книга примеров» Потобы (11 в.). В 14 в. кодифицирован тибет. буддийский канон Ганджур и Данджур; популярностью пользовались агиографич. сочинения: «Жизнеописание Марпы», «Жизнеописание Миларепы» Речунга (12 в.), «Жизнеописание Атиши» (15 в.), многочисл. жизнеописания Цзонхавы (Цзонкабы) (14–15 вв.), «Жизнеописания индийских сиддхи» Таранатхи (1600). Среди наиболее известных памятников – тибет. версии инд. «обрамлённых повестей» («Волшебный мертвец», «Сказки попугая»), сб-ков джатак («Сутра о мудрости и глупости»), комментарии к дидактич. трактатам, содержащие притчи и сказки, лирич. стихотворения (Цанъян Гьяцо, 17 в.), повести на волшебно-сказочные сюжеты [«Сказание о праведном царевиче Норсане» Дохар-шавруна Цэрэн Ванджила, «Повесть о Лунной кукушке» Дагпу Лобсан Данби Джалцана (оба 18 в.)], письм. изложения эпоса о Гэсэре, версии «Рамаяны», драматич. произведения на легендарные сюжеты («Повесть о царевиче Дэмид Гундэне», «Повесть о Нансал»).
В нач. 20 в. появились писатели, отступающие в своём творчестве от норм классич. индо-тибет. поэтики: Гедун Чопел, Гитенг-ринпоче Лозанг Пелден, Шелкар Лингпа; началась модернизация тибет. лит. языка (организация работы переводческих кит.-тибет. групп, издательств, периодич. изданий и др. СМИ, а также образовательных учреждений). В 1980-е гг. начали выходить лит. журналы «Тибетская литература и искусство» (Лхаса, 1980), «Лёгкий дождь» (Синин, 1981). Одним из зачинателей совр. тибет. лит-ры стал Дондуб Гьел, автор сб-ка поэзии и прозы «Рассвет ясного и простого письма» (1981) и др. В сер. 1980-х гг. зародился тибет. роман, обращённый к социальной и историч. проблематике: «Бирюзовая диадема» Лангдун Пелджора (1985), «Радости и печали обычной семьи» Таши Пелдена (1991), «Предание о скитаниях сумы по свету» Ребгонг Дордже Кара (1996), «Послание в Тибет, Страну снегов» Донгбу Дордже Ринчена (1999), «Рёв красного вихря» Церинг Дондуба (2006); большой резонанс получил фантастич. роман «Годы беспокойных снов» Хура Джапе (2009). Среди наиболее известных поэтов кон. 20 – нач. 21 вв.: Джангбу, Джу Келзанг, Сенгдор.
Со 2-й пол. 20 в. в Тибет. автономном р-не развивается лит-ра на кит. яз.: поэты Йидам Церинг, Келзанг Дордже, Аван Сыданьчжэн; прозаики Еше Тендзин (роман «Оставшиеся в живых», 1981), Таши Дава (роман «Душа, привязанная на кожаном шнурке», кон. 1980-х гг.), Сэбо (роман «Круглые дни», 1991), Алай (романы «Осевшая пыль», 2000, «Царь Гесар», 2009).
Архитектура и изобразительное искусство
К древнейшим памятникам иск-ва Т. относится расписная керамика. Так, на сосудах культуры Цзунжи (26–21 вв. до н. э.) изображены хороводы, птицевидные существа, свастики, аналогии которым обнаружены в петроглифах Зап. Т. На поселении Номухун (ок. 10 в. до н. э.) найдены керамич. фигурки домашних яков. В осн. в сев. и зап. районах, в горах (иногда в пещерах) открыто ок. 300 групп изображений. На петроглифах представлены олени, горные бараны, лошади, яки, орлы, собаки, преследующие травоядных, люди, в т. ч. лучники, танцоры, возможно в ритуальных масках, всадники с головами баранов, сцены охоты и др. Ранние наскальные рисунки красной краской (небесные светила, дома-«решётки») сходны с писаницами Юж. Китая; к 7–9 вв. относятся сцены, связанные с животноводством и охотой, изображения ритуальных танцев, поединков; не редка и буддийская атрибутика (свастики, ступы).
Осн. черта архитектуры Т. – суровая монументальность: монастыри, окружённые кольцами стен, с гл. храмом, обращённым на север; чортены – каменные или кирпичные ступы, облицованные золотом или медью [«Белый чортен» в Гьянгдзе (Гьянтзе, Джангдзе)]. Характерный тип жилого дома – каменное белёное известью 4-угольное сооружение с суживающимися кверху стенами и плоской крышей и с внутр. двором. Осн. черты ср.-век. архитектуры воплотились в комплексе дворца-крепости Потала в Лхасе (включён в список Всемирного наследия). Изобразит. иск-во Т. обусловлено требованиями ламаизма и буддизма и развивалось гл. обр. в монастырях: настенные росписи и танка. С 7 в. в ряде росписей (в мон. Джоканг в Лхасе и др.) проявляется влияние кит. живописи эпохи Тан; в танках 11–13 вв. – черты, близкие инд. живописи. С 17 в. появляются живописные пейзажи, напоминающие кит. образцы, но более плоские, яркие и чёткие по силуэту. Скульптура также следует канонам буддизма: высеченные в скалах полихромные рельефы, статуи из дерева, глины и металла. Портретной индивидуализацией образов отмечена глиняная полихромная скульптура 8–9 вв. – фигуры царя Сронцзангампо и его жён в храме дворца Потала, статуи архатов в мон. Цзянцзыбаньгэн. Статуэтки богов, демонов и духов (бронза, медь, реже дерево) иногда инкрустировались драгоценными камнями. Развивались ювелирное иск-во, изготовление бронзовых и медных сосудов, подсвечников, шкатулок, танок и т. п., а также ковроделие и резьба по камню.
Музыка
Тибет. музыка распространена в Китае (Тибет. автономный р-н, провинции Сычуань, Цинхай, Ганьсу), Бутане, Непале, Индии (штат Сикким, Ладакх). Сведения о музыке и муз. инструментах Т. содержатся в санскритско-тибет. словаре «Махавьютпатти» (9 в.), «Трактате о музыке» Сакья Пандита (1182–1251), трактате «Радостное празднество» (1688) Сангье Гьяцо и др. В Европе о ней стало известно благодаря итал. миссионеру-августинцу А. А. Джорджи («Alphabetum Tibetanum», 1762). Буддийскую муз. традицию Т. восприняли Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тыва, она проникла на Алтай и в Забайкальский край Иркутской области.
Осн. жанром придворной музыки Центр. Т. с 17 в. был танцевальный жанр гар (исполнялся юношами). Классич. музыка Лхасы, нангма, – песни, исполняемые женщинами в сопровождении инструментального ансамбля (основа – монодия с элементами гетерофонии, характерны 7-ступенные звукоряды; записывалась кит. флейтовой слоговой нотацией в тибет. транслитерации, позднее – цифровой нотацией, принятой в Китае и Японии).
Гл. место в муз. культуре Т. занимает культовая музыка ваджраяны, священные тексты на тибет. яз. и санскрите распевает мужской хор, как правило, в унисон в очень низком регистре. Различаются силлабическое и мелизматическое пение, используется также специфич. «сольное многоголосие», родственное стилю каргыраа горлового пения. Способ обучения всегда был устным, однако существуют разновидности традиц. нотации. К 12 в. в буддийской службе сложился ансамбль ударных и духовых инструментов: ручной колокольчик дильбу и барабан-погремушка в форме песочных часов дамару (инструменты гл. священнослужителей), рамный 2-сторонний барабан на длинной ручке лаг-нга, большой барабан а’нга-бом, раковина-труба дунгкар, длинные металлич. трубы дунгчен (до 7 м длиной), короткие трубы кандун, канлинг (из берцовой кости человека), язычковые инструменты гьялинг, разл. тарелки, связка бубенцов; духовые всегда используются парно. Сигнальные инструменты (для призыва к богослужению и др.): колокол среднего размера с языком, дерев. ручное било, раковина-труба. Традиц. атрибут странствующих монахов и буддийских учителей – посох со звенящими подвесками. Инструментальное звучание (санскр. «шабда») рассматривается как одно из восьми «внешних» подношений Будде или божествам буддийского пантеона (наряду с водой, цветами, ароматич. курениями и др.). Муз. инструменты часто встречаются в иконографии Т.; «изображённая» музыка рассматривается как «внутреннее» подношение Будде, адепты стремятся услышать её внутренним слухом посредством медитативной практики. В иконографии встречаются также вышедшие из культовой практики лютня пиванг, поперечная флейта лингбу.
В культе религии бон используются бубен или барабан на длинной ручке, ручной тарелкообразный колокол с языком, трубы канлинг и ряд др. инструментов буддийской службы. Монастырские музыкально-танцевальные представления чам (в масках) связаны с учением тантризма и являются «тайным» подношением 16 женским божествам низшего порядка. В ритуале чод исполняется танец с сопровождением пения и аккомпанементом барабана дамару с корпусом из срезов человеческих черепов (мужского и женского) и труб из берцовой кости человека.
В 1950 Триджанг Ринпоче создал Нац. гимн Т. «Гьяллу», который стал также гимном всей тибет. диаспоры. В Дармсале (штат Химачал-Прадеш, Индия) создан Тибет. ин-т исполнительских искусств. Завоевали популярность тибет. песенно-танцевальные группы, созданные в Индии, в их числе – «Гангджонг Догар» (гастролировала в ряде стран Европы, в 2004 впервые в России). С 1980-х гг. развивается тибет. поп-музыка.