Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛХА́СА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 174

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Самбурова

ЛХА́СА (кит. – Ла­са), го­род на юго-за­па­де Ки­тая, адм. центр Ти­бет­ско­го ав­то­ном­но­го р-на. Нас. 124,8 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен на Ти­бет­ском на­го­рье, в до­ли­не р. Джи­чу [при­ток р. Цан­гпо (Брах­ма­пут­ра)], на выс. 3650 м. Цин­хай-Ти­бет­ской ж. д. (дли­на 1142 км; са­мая вы­со­ко­гор­ная в ми­ре) со­еди­нён (2006) с г. Си­нин, адм. цен­тром пров. Цин­хай; Ти­бет. ав­то­мо­биль­ной ма­ги­ст­ра­лью свя­зан с г. Чэн­ду, адм. цен­тром пров. Сы­чу­ань. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Гонг­гар.

Ис­то­рич. сто­ли­ца Ти­бе­та. Ос­но­ва­ние Л. (ти­бет. – го­род бо­гов) при­пи­сы­ва­ет­ся Сронц­зан­гам­бо (617–649) – соз­да­те­лю пер­во­го ти­бет. го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый пе­ре­нёс сю­да свою ре­зи­ден­цию из до­ли­ны р. Яр­лунг-Дзангбо. В 647 в Л. на­ча­лось строи­тель­ст­во мон. Джо­канг, став­ше­го впо­след­ст­вии важ­ным цен­тром па­лом­ни­че­ст­ва, в 7 в. воз­двиг­ну­ты хра­мы Ра­са-Трул­нанг и Ра­мо­че (Ра­моч­хи). В 10 в. вследствие на­чав­шей­ся феод. раз­дроб­лен­но­сти Ти­бе­та по­ли­тич. зна­че­ние Л. сни­зи­лось. Но­вое воз­вы­ше­ние Л. как свет­ско­го и ду­хов­но­го цен­тра свя­за­но с дея­тель­но­стью буд­дий­ской шко­лы Гэ­луг-ба – «жел­то­ша­пош­ни­ков», ос­но­вав­ших в нач. 15 в. близ го­ро­да три круп­ных мо­на­сты­ря (Се­ра, Гэн­дан, Дрэ­пунг), и ут­вер­жде­ни­ем вла­сти да­лай-ла­мы, ко­то­рый ко 2-й пол. 17 в. под­чи­нил се­бе весь Ти­бет. В 1645–94 в Л. воз­ве­дён дво­рец и хра­мо­вый ком­плекс По­та­ла, став­ший ре­зи­ден­ци­ей да­лай-ла­мы. В 1792 го­род вме­сте с Ти­бе­том был под­чи­нён кит. им­пе­ри­ей Цин. 3.8.1904 Л. бы­ла вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ва­на брит. вой­ска­ми, по­сле че­го за­клю­чён Лхас­ский до­го­вор 1904. В пе­ри­од Синь­хай­ской ре­во­лю­ции кит. чи­нов­ни­ки бы­ли из­гна­ны из Л. 4.11.1949 в Л. про­воз­гла­ше­на гос. не­за­ви­си­мость Ти­бе­та. По­сле за­клю­че­ния 23.5.1951 со­гла­ше­ния ме­ж­ду вла­стя­ми Ти­бе­та и кит. пра­ви­тель­ст­вом Л. при­знан цен­тром ти­бет. нац. ав­то­номии в со­ста­ве КНР (с 1965 адм. центр Ти­бет­ско­го ав­то­ном­но­го рай­она). В мар­те 1959 в Л. вспых­ну­ло вос­ста­ние, на­прав­лен­ное про­тив на­хо­ж­де­ния Ти­бе­та в со­ста­ве КНР, да­лай-ла­ма по­ки­нул Л. и эмиг­ри­ро­вал в Ин­дию. В 2008 в Л. име­ли ме­сто мас­со­вые бес­по­ряд­ки в свя­зи с 49-й го­дов­щи­ной вос­ста­ния 1959.

Лхаса. Панорама города. Фото Lisa Day

В ос­но­ве кон­цен­трич. пла­на Л. – коль­це­вые до­ро­ги, по ко­то­рым про­ле­га­ют пу­ти па­лом­ни­ков: 1-я до­ро­га про­хо­дит че­рез мон. Джо­канг (цикл Нан­гкор), 2-я – Па­кор (цикл Барк­хор) идёт че­рез тор­го­вый центр во­круг мо­на­сты­ря, 3-я – Лин­кор (дли­на 8 км) – во­круг Ста­ро­го го­ро­да. Ра­ди­аль­ные уз­кие и кри­вые ули­цы за­строе­ны 1–2-этаж­ны­ми до­ма­ми из сыр­цо­во­го кир­пи­ча с пло­ски­ми кры­ша­ми. Двор­цо­вые зда­ния и мо­на­сты­ри [в т. ч. мон. Джо­канг (строился с 647; 4-этаж­ный па­виль­он Будд; брон­зо­вая ста­туя Буд­ды Шакь­я­му­ни – од­на из наи­бо­лее по­чи­тае­мых свя­тынь в Ти­бе­те) на пл. Барк­хор; храм Ра­мо­че] пред­став­ля­ют со­бой слож­ные ар­хит. ан­самб­ли со зда­ния­ми, ук­ра­шен­ны­ми мно­го­числ. ко­лон­на­ми, тон­кой резь­бой, мно­го­цвет­ны­ми рос­пи­ся­ми, ба­рель­е­фа­ми, де­рев., ка­мен­ной и зо­ло­той скульп­ту­рой.

Лхаса. Комплекс дворца Потала.

Над сев.-зап. ча­стью Л., на го­ре Мар­по­ри, воз­вы­ша­ет­ся ан­самбль двор­ца-кре­по­сти и буд­дий­ско­го хра­мо­во­го ком­плек­са По­та­ла (ре­зи­ден­ция да­лай-ла­мы; совр. об­лик вос­хо­дит к 17 в.). Б. ч. ком­плек­са за­ни­ма­ет Бе­лый дво­рец [1645–48; 13 яру­сов; па­виль­о­ны – Боль­шой вос­точ­ный и Сол­неч­ный (с ре­ли­к­вия­ми)], со­стоя­щий в осн. из слу­жеб­ных по­ме­ще­ний – мо­на­ше­ских ке­лий, биб­лио­тек и учеб­ных ком­нат. Центр. часть ан­самб­ля, осн. ме­сто мо­литв и ре­лиг. це­ре­моний, – Крас­ный дво­рец (1690–94) со сту­па­ми (в т. ч. зо­ло­тая сту­па Да­лай-ла­мы V), при­ём­ным и трон­ны­ми за­ла­ми, по­коя­ми да­лай-ла­мы, га­ле­рея­ми, усы­паль­ни­ца­ми, па­виль­о­на­ми. Отд. со­ору­же­ния ан­самб­ля ук­ра­ше­ны рез­ны­ми ко­лон­на­ми, зо­ло­ты­ми ста­туя­ми, рос­пи­ся­ми и кар­ти­на­ми-свит­ка­ми. Во­круг двор­ца рас­по­ло­же­ны обо­ро­нит. баш­ни (вос­точ­ная сим­во­ли­зи­ру­ет Солн­це, за­пад­ная – Лу­ну). Ан­самбль двор­ца вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Гл. сфе­ра эко­но­ми­ки – об­слу­жи­ва­ние буд­дий­ских па­лом­ни­ков и ту­ри­стов. В 2007 го­род по­се­ти­ли 2,74 млн. чел., в т. ч. 150 тыс. иностр. ту­ри­стов; до­хо­ды от ту­риз­ма 2,84 млрд. юа­ней (2006). Раз­ви­ты ре­мёс­ла – про­из-во ко­жа­ных и тек­стиль­ных из­де­лий, вы­шив­ка и др. Пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния, тек­стиль­ной пром-сти; фар­ма­цев­тич. фаб­ри­ка.

В 4 км к за­па­ду от Л. на­хо­дит­ся летний дво­рец да­лай-ла­мы Нор­бу­лин­ка (1758–1805, час­тич­но раз­ру­шен в 1959).

Лит.: Юсов Б. В. Ти­бет. М., 1958; Stein R. A. Tibetan civilization. L., 1972; Henss M. Tibet: Die Kulturdenkmäler. Z., 1981; The Potala Pa­lace of Tibet. Hong Kong, 1982; Dow­man K. The power-places of central Tibet: a pilgrim’s guide. L., 1988; Liu Lizhong. Buddhist art of the Tibetan Plateau. Hong Kong, 1988; Vita­li R. Early temples of central Tibet. L., 1990; Snellgrove D. L., Richardson H. E. A cultural history of Tibet. Boston, 1995; Batchelor S. The Tibet guide. Boston, 1998; Кы­ча­нов Е. И., Мель­ни­чен­ко Б. Н. Ис­то­рия Ти­бе­та с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. М., 2005.

Вернуться к началу