БОН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОН (тибет. bon), автохтонная религия тибетцев, родственная шаманизму Центр. и Сев. Азии. Существуют разл. варианты науч. классификации Б., а также его историч. периодизации. Обычно выделяют «первоначальный Б.», предполагавший населённость природы множеством вредоносных духов, которых умели умилостивлять шаманы (бонпо). Второй историч. период связывают со временем правления царской династии Тибета [по разным данным, 6 (или 7) – 9 вв.], когда формируется пантеон могущественных богов неба, воздуха и земли, возникают разл. версии божественного происхождения тибетских царей. По-видимому, в этот же период складываются легенды о мифическом основоположнике Б. – Шенрабе Мибо, который позднее был назван воплощением предвечного сострадания. На особых небесах (Олмо Лунгринг, что в стране Тациг) он получил дар Слова и изучил «нерождённый» Закон. Считается, что Б. пришёл в Тибет с запада, из страны Шаншунг, простиравшейся от Хотана на севере до Мустанга на юге и от Гилгита на западе до оз. Нам-цо на востоке. С 9 в. начинается третий период в истории Б., когда он развивается в тесном взаимодействии с буддизмом. Результатом взаимодействия стало приобретение сходства с ним: в религии Б. появляются канонич. тексты, храмы, монастыри и т. д. Как и буддийская школа ньингма, Б. оперирует понятием девяти колесниц (пути развития способностей человека). Священным символом пути является свастика. В 1072 был основан первый большой бонский монастырь. Б. ассимилирует также буддийские учения (в т. ч. сложнейший дзогчен), тантрические культы, идею земных воплощений божеств и учителей прошлого в действующих проповедниках. В настоящее время Б. продолжают исповедовать в Тибете, Китае, а также в тибетских общинах, рассеянных по всему миру.