Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 18

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

БОН (ти­бет. bon), ав­то­хтон­ная ре­ли­гия ти­бет­цев, род­ст­вен­ная ша­ма­низ­му Центр. и Сев. Азии. Су­ще­ст­ву­ют разл. ва­ри­анты на­уч. клас­си­фи­ка­ции Б., а так­же его ис­то­рич. пе­рио­ди­за­ции. Обыч­но вы­де­ля­ют «пер­во­на­чаль­ный Б.», пред­по­ла­гав­ший на­се­лён­ность при­ро­ды мно­же­ст­вом вре­до­нос­ных ду­хов, ко­то­рых уме­ли уми­ло­стив­лять ша­ма­ны (бон­по). Вто­рой ис­то­рич. пе­ри­од свя­зы­ва­ют со вре­ме­нем прав­ле­ния цар­ской ди­на­стии Ти­бе­та [по раз­ным дан­ным, 6 (или 7) – 9 вв.], ко­гда фор­ми­ру­ет­ся пан­те­он мо­гу­ще­ст­вен­ных бо­гов не­ба, воз­ду­ха и зем­ли, воз­ни­ка­ют разл. вер­сии бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния ти­бет­ских ца­рей. По-ви­ди­мо­му, в этот же пе­ри­од скла­ды­ва­ют­ся ле­ген­ды о ми­фи­че­ском ос­но­во­по­лож­ни­ке Б. – Шен­ра­бе Ми­бо, ко­то­рый позд­нее был на­зван во­пло­ще­ни­ем пред­веч­но­го со­стра­да­ния. На осо­бых не­бе­сах (Ол­мо Лун­гринг, что в стра­не Та­циг) он по­лу­чил дар Сло­ва и изу­чил «не­ро­ж­дён­ный» За­кон. Счи­та­ет­ся, что Б. при­шёл в Ти­бет с за­па­да, из стра­ны Шаншунг, про­сти­рав­шей­ся от Хо­та­на на се­ве­ре до Мус­тан­га на юге и от Гил­ги­та на за­па­де до оз. Нам-цо на вос­то­ке. С 9 в. на­чи­на­ет­ся тре­тий пе­ри­од в ис­то­рии Б., ко­гда он раз­ви­ва­ет­ся в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии с буд­диз­мом. Ре­зуль­та­том взаи­мо­дей­ст­вия ста­ло при­об­ре­те­ние сход­ст­ва с ним: в ре­ли­гии Б. по­яв­ля­ют­ся ка­но­нич. тек­сты, хра­мы, мо­на­сты­ри и т. д. Как и буд­дий­ская шко­ла ньин­гма, Б. опе­ри­ру­ет по­ня­ти­ем де­вя­ти ко­лес­ниц (пу­ти раз­ви­тия спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка). Свя­щен­ным сим­во­лом пу­ти яв­ля­ет­ся сва­сти­ка. В 1072 был ос­но­ван пер­вый боль­шой бон­ский мо­на­стырь. Б. ас­си­ми­ли­ру­ет так­же буд­дий­ские уче­ния (в т. ч. слож­ней­ший дзог­чен), тан­три­че­ские куль­ты, идею зем­ных во­пло­ще­ний бо­жеств и учи­те­лей про­шло­го в дей­ст­вую­щих про­по­вед­ни­ках. В на­стоя­щее вре­мя Б. про­дол­жа­ют ис­по­ве­до­вать в Ти­бе­те, Ки­тае, а так­же в ти­бет­ских об­щи­нах, рас­се­ян­ных по все­му ми­ру.

Лит.: Кы­ча­нов Е. И., Са­виц­кий Л. С. Лю­ди и бо­ги стра­ны сне­гов. Очерк ис­то­рии Ти­бе­та и его куль­ту­ры. М., 1975; Шар­да Та­ши Гьял­цен. Ка­п­ли серд­ца Дхар­ма­кайи. Прак­ти­ка Дзы­чен тра­ди­ции Бон. М., 1996; Нам­кай Нор­бу. Друнг, Дэу и Бон. М., 1998.

Вернуться к началу