КАЖО́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЖО́ (каро), археологич. культура неолита в Вост. Тибете (3-е тыс. до н. э.). Названа по поселению Кажо (тибет. Каро или Каруй – крепость) на берегу р. Ланьцанцзян (Меконг), 3100 м над уровнем моря, в 12 км к юго-западу от уездного центра Чамдо (Тибетский автономный р-н, Китай). Открыто в 1977, раскопки 1978–1979 (Ши Синбан, Тун Эньчжэн и др.). Стратиграфически выделяются ранний (с 2 этапами) и поздний периоды. Округлые полуземлянки (пл. от 10 до 25 м2) и прямоугольные в плане наземные дома (пл. от 20–30 до 70 м2, каркасно-столбовой конструкции, стены из смеси глины с травой; некоторые 2-этажные), хозяйств. ямы, круглые каменные выкладки (возможно, жертвенники). Преобладают оббитые изделия из целых или расколотых галек (рубящие орудия, заступы, мотыги); есть пластины, снятые с торцовых нуклеусов, тщательно отретушированные микролиты (скребки, резцы, проколки); шлифованные заступы, жатвенные ножи, наконечники стрел. Сочетание разл. техник характерно для культур каменного века Вост. и Юго-Вост. Азии, соотносимых с т. н. хоабиньской традицией. Костяные основы для вкладышевых орудий, иглы и др.; бусы и подвески из мрамора, агата, раковин. Керамика лепная, с высокой температурой обжига; характерны имеющие маленькое плоское дно миски с широким открытым устьем и кувшины с выделенным горлом; орнамент – прочерченные, реже – штампованные ломаные линии, ромбы, заштрихованные треугольники; немного расписных сосудов (геометрич. орнамент чёрного цвета). В основе хозяйства – земледелие (просо), животноводство (свиньи, овцы, крупный рогатый скот), охота; следов рыболовства не найдено (возможно, был ритуальный запрет). В становлении К. участвовали носители культуры Линьчжи, распространённой на севере Тибетского нагорья и, вероятно, производной от культуры Шиюй. Заступы, ножи, орнамент керамики сходны с культурами Мацзяяо, Мачан, Баньшань в верховьях Хуанхэ, откуда, вероятно, было заимствовано просоводство. Поскольку эти культуры связывают с племенами цян и ди кит. летописей, для носителей К. можно говорить о цянском влиянии или компоненте. Формы и орнамент керамики сближают К. с поздненеолитич. культурами Юаньмоу (13 в. до н. э.) и др., известными по памятникам на территории соседних кит. провинций Сычуань и Юньнань. К. оказала воздействие на развитие культуры начала бронзового века Цюйгун в Центр. Тибете, связываемой с формированием древних тибетцев. Выдвигавшееся кит. исследователями предположение о влиянии К. на культуру Бурзахом маловероятно.