ТИБЕ́ТЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИБЕ́ТЦЫ (самоназвание бод-па – «люди Бод», возможное значение «родина», в совр. произношении пёба), тибето-бирманский народ, осн. нас. Тибета. Живут в осн. на западе Китая (6,3 млн. чел. – 2010, перепись): составляют 90,5% Тибетского автономного р-на, вторую по численности этнич. группу в пров. Цинхай (в Юйшу-Тибетском автономном окр. – 97,3%, Голог-Тибетском – 91,6%, Хуаннань-Тибетском – 66,3%, Хайнань-Тибетском – 62,8%, Хайбэй-Тибетском – 24,2% и Хайси-Монголо-Тибетском – 12,2%), живут также в пров. Ганьсу (в Ганьнань-Тибетском автономном окр. – 51,4%, в Тяньчжу-Тибетском автономном у. – 29,9%, в Сунань-Югурском автономном у. – 23,6%), на севере и западе пров. Сычуань (в Гардзе-Тибетском автономном окр. – 78,4%, в Нгава-Тибетско-Цянском автономном окр. – 53,7%, в Мули-Тибетском автономном у. – 32,4%) и Юньнань (33,1% в Дечен-Тибетском автономном окр.). Выделяются локальные и диалектные группы: лхасская (уй-цзан), амдоская (обл. Амдо – Цинхай), кхамская (обл. Кхам – окр. Чамдо на востоке Тибетского автономного окр. и Сычуань) и др. Проживают также на севере Индии (85,3 тыс. чел., в т. ч. в штате Химачал-Прадеш 18,1 тыс. чел.; 27,7 тыс. чел. живут в штате Карнатака – 2001, перепись), в Непале (св. 20 тыс. чел. – 2015, оценка) и Бутане (см. Бхотия, Ладакхи, Балти, Шерпа), США (5 тыс. чел. – 2000, перепись), Канаде (4,3 тыс. чел. – 2006, перепись) и др. Говорят на тибетских языках. В осн. буддисты (тибетский буддизм), местами сохраняется религия бон.
Традиц. культура типична для народов Центр. Азии. Занимаются в осн. отгонным скотоводством: яки, дзо (хайнаки), овцы, козы, иногда лошади; стада охраняли крупные собаки; в долинах – пашенным оросит. земледелием (в осн. голозёрный ячмень, а также пшеница, гречиха, кукуруза, горох, фасоль, тыква, шпинат, на востоке и юге – картофель, капуста, репа); для вспашки используют парную запряжку яков. Жилище в осн. каменное или глинобитное; имеет до трёх этажей, в нижнем этаже содержится скот. Крыша в осн. плоская, на востоке и юго-востоке – двускатная из черепицы или дранки. Стены белятся, под карнизом идёт полоса расписного орнамента. Кочевники живут в палатках из натянутых полотнищ или шкур, закреплённых на вертикальных опорах. Одежда – рубаха со штанами у мужчин, с юбкой – у женщин, у замужних – также с поперечно-полосатым передником; верхняя одежда – суконный правозапашной халат (чуба); рукава летом отвязываются. Обувь – сапоги со скошенным голенищем. Женщины заплетают две косы, мужчины – одну, которую укладывают венцом на макушке. Осн. пища – поджаренная ячменная мука (цзамба) с чаем, молоком и др. с добавлением соли и масла, молочные продукты (простокваша, масло, сыр – курут), варёное, вяленое, иногда сырое мясо, пельмени (момо), суп-лапша с мясом и овощами; напитки – зелёный чай, заправленный маслом, по праздникам – ячменное пиво (чанг), кислое молоко (почётное угощение). Имеют собств. календарь. Новый год (Лосар) отмечают в феврале-марте; перед праздником монахи в масках исполняют ритуальный танец (Цам). В новогоднюю ночь устраивают обходные обряды ряженых (манипа). Во время праздников устраивают гонки на яках и лошадях, соревнования по стрельбе из лука, традиц. борьбе и др. Брак патри- или матрилокальный; были распространены полигиния и брачная полиандрия. Практикуются «небесное погребение» (тело выставляют на спец. площадке рядом с монастырём и скармливают птицам), кремация, реже ингумация. Развиты традиции тибетской медицины.
Устное творчество представлено мифами, легендами, эпосом (в нар. практике сохранилось сольное исполнение «Гэсэра» – включён в Список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, 2009), сказками. Нар. музыка представлена мн. локальными традициями, выделяется тип женского пения наподобие йодля. Среди муз. инструментов – лютня дамьен/драмьен (мужской инструмент, сопровождает песни и танцы), поперечная флейта тэлинг, продольные одинарные, двойные и тройные флейты, смычковый пиванг, цимбалы гьюманг. Во время нар. праздников иногда используются парные литавры и буддийские трубы дунгчен. Инструментальная ансамблевая музыка сопровождает танцы, театральные представления а-че лхамо («тибетская опера»), создателем которых считается буддийский монах Тангтонг Гьялпо (14 в.) (включены в Список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, 2009).