Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИБЕ́ТЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров; М. В. Есипова (устное творчество)

ТИБЕ́ТЦЫ (са­мо­на­зва­ние бод­-па – «лю­ди Бод», воз­мож­ное зна­че­ние «ро­ди­на», в совр. про­из­но­ше­нии пё­ба), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род, осн. нас. Ти­бе­та. Жи­вут в осн. на за­па­де Ки­тая (6,3 млн. чел. – 2010, пе­ре­пись): со­став­ля­ют 90,5% Ти­бет­ско­го ав­то­ном­но­го р-на, вто­рую по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­пу в пров. Цин­хай (в Юй­шу-Ти­бет­ском ав­то­ном­ном окр. – 97,3%, Го­лог-Ти­бет­ском – 91,6%, Ху­ан­нань-Ти­бет­ском – 66,3%, Хай­нань-Ти­бет­ском – 62,8%, Хай­бэй-Ти­бет­ском – 24,2% и Хай­си-Мон­го­ло-Ти­бет­ском – 12,2%), жи­вут так­же в пров. Гань­су (в Гань­нань-Ти­бет­ском ав­то­ном­ном окр. – 51,4%, в Тянь­чжу-Ти­бет­ском ав­то­ном­ном у. – 29,9%, в Су­нань-Югур­ском ав­то­ном­ном у. – 23,6%), на се­ве­ре и за­па­де пров. Сы­чу­ань (в Гард­зе-Ти­бет­ском ав­то­ном­ном окр. – 78,4%, в Нга­ва-Ти­бет­ско-Цян­ском ав­то­ном­ном окр. – 53,7%, в Му­ли-Ти­бет­ском ав­то­ном­ном у. – 32,4%) и Юнь­нань (33,1% в Де­чен-Ти­бет­ском ав­то­ном­ном окр.). Вы­де­ля­ют­ся ло­каль­ные и диа­лект­ные груп­пы: лхас­ская (уй-цзан), ам­до­ская (обл. Ам­до – Цин­хай), кхам­ская (обл. Кхам – окр. Чам­до на во­сто­ке Ти­бет­ско­го ав­то­ном­но­го окр. и Сы­чу­ань) и др. Про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ре Ин­дии (85,3 тыс. чел., в т. ч. в шта­те Хи­ма­чал-Пра­деш 18,1 тыс. чел.; 27,7 тыс. чел. жи­вут в шта­те Кар­на­така – 2001, пе­репись), в Не­па­ле (св. 20 тыс. чел. – 2015, оцен­ка) и Бу­та­не (см. Бхо­тия, Ла­дак­хи, Бал­ти, Шер­па), США (5 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись), Ка­на­де (4,3 тыс. чел. – 2006, пе­ре­пись) и др. Го­во­рят на ти­бет­ских язы­ках. В осн. буд­ди­сты (ти­бет­ский буд­дизм), ме­ста­ми со­хра­ня­ет­ся ре­ли­гия бон.

Тибетский монах. Лхаса. Фото Dennis Jarvis / flickr.com

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Центр. Азии. За­ни­ма­ют­ся в осн. от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом: яки, дзо (хай­на­ки), ов­цы, ко­зы, ино­гда ло­ша­ди; ста­да ох­ра­ня­ли круп­ные со­ба­ки; в до­ли­нах – па­шен­ным оро­сит. зем­ле­де­ли­ем (в осн. го­ло­зёр­ный яч­мень, а так­же пше­ни­ца, гре­чи­ха, ку­ку­ру­за, го­рох, фа­соль, тык­ва, шпи­нат, на во­сто­ке и юге – кар­то­фель, ка­пу­ста, ре­па); для вспаш­ки ис­поль­зу­ют пар­ную за­пряж­ку яков. Жи­ли­ще в осн. ка­мен­ное или гли­но­бит­ное; име­ет до трёх эта­жей, в ниж­нем эта­же со­дер­жит­ся скот. Кры­ша в осн. пло­ская, на вос­то­ке и юго-во­сто­ке – дву­скат­ная из че­ре­пи­цы или дран­ки. Сте­ны бе­лят­ся, под кар­ни­зом идёт по­ло­са рас­пис­но­го ор­на­мен­та. Ко­чев­ни­ки жи­вут в па­лат­ках из на­тя­ну­тых по­лот­нищ или шкур, за­креп­лён­ных на вер­ти­каль­ных опо­рах. Одеж­да – ру­ба­ха со шта­на­ми у муж­чин, с юб­кой – у жен­щин, у за­муж­них – так­же с по­пе­реч­но-по­ло­са­тым пе­ред­ни­ком; верх­няя оде­ж­да – суконный пра­во­за­паш­ной ха­лат (чу­ба); ру­ка­ва ле­том от­вя­зы­ва­ют­ся. Обувь – са­по­ги со ско­шен­ным го­ле­ни­щем. Жен­щи­ны за­пле­та­ют две ко­сы, муж­чи­ны – од­ну, ко­то­рую ук­ла­ды­ва­ют вен­цом на ма­куш­ке. Осн. пи­ща – под­жа­рен­ная ячменная му­ка (цзам­ба) с ча­ем, мо­ло­ком и др. с до­бав­ле­ни­ем со­ли и мас­ла, мо­лоч­ные про­дук­ты (про­сто­ква­ша, мас­ло, сыр – ку­рут), ва­рё­ное, вя­ле­ное, ино­гда сы­рое мя­со, пель­ме­ни (мо­мо), суп-лап­ша с мя­сом и ово­ща­ми; на­пит­ки – зе­лё­ный чай, за­прав­лен­ный мас­лом, по пра­зд­ни­кам – яч­мен­ное пиво (чанг), ки­слое мо­ло­ко (по­чёт­ное уго­ще­ние). Име­ют собств. ка­лен­дарь. Но­вый год (Ло­сар) от­ме­ча­ют в фев­ра­ле-мар­те; пе­ред празд­ни­ком мо­на­хи в мас­ках ис­пол­ня­ют ри­ту­аль­ный та­нец (Цам). В но­во­год­нюю ночь уст­раи­ва­ют об­ход­ные об­ря­ды ря­же­ных (ма­ни­па). Во вре­мя празд­ни­ков уст­раи­ва­ют гон­ки на яках и ло­ша­дях, со­рев­но­ва­ния по стрель­бе из лу­ка, тра­диц. борь­бе и др. Брак пат­ри- или мат­ри­ло­каль­ный; бы­ли рас­про­ст­ра­не­ны по­ли­ги­ния и брач­ная по­ли­ан­д­рия. Прак­ти­ку­ют­ся «не­бес­ное по­гре­бе­ние» (те­ло вы­став­ля­ют на спец. пло­щад­ке ря­дом с мо­на­сты­рём и ска­рм­ли­ва­ют пти­цам), кре­ма­ция, ре­же ин­гу­ма­ция. Раз­ви­ты тра­ди­ции ти­бет­ской ме­ди­ци­ны.

Уст­ное твор­че­ст­во пред­став­ле­но ми­фа­ми, ле­ген­да­ми, эпо­сом (в нар. прак­ти­ке со­хра­ни­лось соль­ное ис­пол­не­ние «Гэ­сэ­ра» – вклю­чён в Спи­сок ше­дев­ров уст­но­го и не­ма­те­ри­аль­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва ЮНЕСКО, 2009), сказ­ка­ми. Нар. му­зы­ка пред­став­ле­на мн. ло­каль­ны­ми тра­ди­ция­ми, вы­де­ля­ет­ся тип жен­ско­го пе­ния на­по­до­бие йод­ля. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – лют­ня дамь­ен/драмь­ен (муж­ской ин­ст­ру­мент, со­про­во­ж­да­ет пес­ни и тан­цы), по­пе­реч­ная флей­та тэ­линг, про­доль­ные оди­нар­ные, двой­ные и трой­ные флей­ты, смыч­ко­вый пи­ванг, цим­ба­лы гью­манг. Во вре­мя нар. празд­ни­ков ино­гда ис­поль­зу­ют­ся пар­ные ли­тав­ры и буд­дий­ские тру­бы дунг­чен. Ин­ст­ру­мен­таль­ная ан­самб­ле­вая му­зы­ка со­про­во­ж­да­ет тан­цы, те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния а-че лха­мо («ти­бет­ская опе­ра»), соз­да­те­лем ко­то­рых счи­та­ет­ся буд­дий­ский мо­нах Танг­тонг Гьял­по (14 в.) (вклю­чены в Спи­сок ше­дев­ров уст­но­го и не­ма­те­ри­аль­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва ЮНЕСКО, 2009).

Лит.: Ре­ше­тов А. М. Ти­бет­ская кол­лек­ция МАЭ (Ду­хов­ная куль­ту­ра) // Сб. Му­зея ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии. Л., 1973. Т. 29; Snellgrove D. L., Richardson H. E. A cultural history of Tibet. [3rd ed.]. Boston, 1995; Вол­шеб­ное со­кро­ви­ще: Сказ­ки и ле­ген­ды Ти­бе­та. Но­во­сиб., 1997; Туч­чи Дж. Ре­ли­гии Ти­бе­та. СПб., 2005; Цен­ди­на А. Д. ...и стра­на зо­вет­ся Ти­бе­том. 2-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу