Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ГЭСЭ́Р»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 201

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Неклюдов; В. В. Мазепус (исполнительская традиция)

«ГЭСЭ́Р» («Гэ­сэ­риа­да»), эпич. ска­за­ние на­ро­дов Центр. Азии, Юж. Си­би­ри (ти­бет­цев, мон­го­лов, бу­рят и др.). Бы­ту­ет в раз­ных фор­мах: уст­ных и книж­ных (ру­ко­пи­си, кси­ло­гра­фы), по­этич., про­за­ич. и сме­шан­ных, в ви­де изо­ли­ро­ван­ных глав (пе­сен) и об­шир­ных сво­дов. Фольк­лор­но-ми­фо­ло­гич. ис­то­ки «Г.» свя­за­ны с тра­диц. ти­бет. куль­ту­рой (до­буд­дий­ской и буд­дий­ской). Окон­ча­тель­ное сло­же­ние, по-ви­ди­мо­му, за­вер­ша­ет­ся к 14–15 вв. в сев.-вост. Ти­бе­те. В 16–18 вв. фор­ми­ру­ют­ся осн. монг. вер­сии (книж­ная и уст­ные), ко­то­рые за­тем по­па­да­ют в При­ан­га­рье, где скла­ды­ва­ют­ся фольк­лор­ные бу­рят. вер­сии. Древ­ней­шее сю­жет­ное яд­ро «Г.» – ни­спос­ла­ние не­бом ге­роя, очи­щаю­ще­го зем­лю от чу­до­вищ. В книж­ных па­мят­ни­ках Гэ­сэр – вла­сти­тель го­су­дар­ст­ва Лин, с чер­та­ми все­лен­ско­го вла­ды­ки, а име­на его про­тив­ни­ков име­ют ис­то­рич. со­от­вет­ст­вия; в фольк­ло­ре, осо­бен­но в бу­рят. тра­ди­ции, про­ис­хо­дит ар­хаи­за­ция и ми­фо­ло­ги­за­ция Гэ­сэ­ра. Его по­чи­та­ют как уни­вер­саль­ное ох­ра­ни­тель­ное бо­же­ст­во, ко­то­рое ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ря­дом бо­гов се­вер­но­го буд­диз­ма (в Ти­бе­те обо­же­ст­в­ле­ны и др. пер­со­на­жи ска­за­ния); су­ще­ст­ву­ют ти­бет. ико­ны с его изо­бра­же­ни­ем. Дек­ла­ми­ро­ва­ние «Г.» име­ет об­ря­до­во-ма­ги­че­ский ха­рак­тер; ис­поль­зу­ет­ся в мед. це­лях, для из­гна­ния злых ду­хов и пр. Рус. пе­ре­вод монг. книж­ной вер­сии осу­ще­ст­в­лён С. А. Ко­зи­ным (1935). Не­од­но­крат­но пе­ре­во­ди­лись уст­ные бу­рят. вер­сии.

Ис­пол­ни­тель­ская тра­ди­ция. На­ря­ду с др. ули­ге­ра­ми зап.-бу­рят. вер­сии «Г.» ис­пол­ня­ют­ся пев­цом-ска­зи­те­лем (бу­рят. – ули­гер­шин) на один или неск. на­пе­вов. У вост. бу­рят ре­чи­та­тив­ное про­за­ич. или по­этич. по­ве­ст­во­ва­ние че­ре­ду­ет­ся с по­ющи­ми­ся мо­но­ло­га­ми ге­ро­ев. Пе­ние мо­жет со­про­во­ж­дать­ся иг­рой на струн­ном ин­ст­ру­мен­те (у бу­рят – смыч­ко­вый ху­ур).

Изд.: Ге­се­риа­да / Пер., вступ. ст., ком­мент. С. А. Ко­зи­на. М.; Л., 1935; Абай Гэ­сэр Мо­гу­чий: Бу­рят­ский ге­рои­че­ский эпос. М., 1995.

Лит.: Не­клю­дов СЮ. Ге­рои­че­ский эпос мон­голь­ских на­ро­дов. Уст­ные и ли­те­ра­тур­ные тра­ди­ции. М., 1984.

Вернуться к началу