«ГЭСЭ́Р»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ГЭСЭ́Р» («Гэсэриада»), эпич. сказание народов Центр. Азии, Юж. Сибири (тибетцев, монголов, бурят и др.). Бытует в разных формах: устных и книжных (рукописи, ксилографы), поэтич., прозаич. и смешанных, в виде изолированных глав (песен) и обширных сводов. Фольклорно-мифологич. истоки «Г.» связаны с традиц. тибет. культурой (добуддийской и буддийской). Окончательное сложение, по-видимому, завершается к 14–15 вв. в сев.-вост. Тибете. В 16–18 вв. формируются осн. монг. версии (книжная и устные), которые затем попадают в Приангарье, где складываются фольклорные бурят. версии. Древнейшее сюжетное ядро «Г.» – ниспослание небом героя, очищающего землю от чудовищ. В книжных памятниках Гэсэр – властитель государства Лин, с чертами вселенского владыки, а имена его противников имеют историч. соответствия; в фольклоре, особенно в бурят. традиции, происходит архаизация и мифологизация Гэсэра. Его почитают как универсальное охранительное божество, которое отождествляется с рядом богов северного буддизма (в Тибете обожествлены и др. персонажи сказания); существуют тибет. иконы с его изображением. Декламирование «Г.» имеет обрядово-магический характер; используется в мед. целях, для изгнания злых духов и пр. Рус. перевод монг. книжной версии осуществлён С. А. Козиным (1935). Неоднократно переводились устные бурят. версии.
Исполнительская традиция. Наряду с др. улигерами зап.-бурят. версии «Г.» исполняются певцом-сказителем (бурят. – улигершин) на один или неск. напевов. У вост. бурят речитативное прозаич. или поэтич. повествование чередуется с поющимися монологами героев. Пение может сопровождаться игрой на струнном инструменте (у бурят – смычковый хуур).