Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БХО́ТИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 448-449

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Семашко
Женщина бхотия за прядением. Уттаранчал.
Бхубанешвар. Храм Муктешвара. Ок. 950. Фото К. В. Полонского

БХО́ТИЯ, бхот, бху­тия, бхо­те (букв. – ти­бет­цы), на­зва­ние разл. эт­нич. групп в Юж. Азии, го­во­ря­щих на ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ках и вхо­дя­щих или вхо­див­ших в зо­ну ти­бет. куль­тур­но­го влия­ния. На­се­ля­ют юж. скло­ны Ги­ма­ла­ев. 1) Сик­ким­ские Б. (сик­ким­цы). Жи­вут в шта­те Сик­ким в Ин­дии. Го­во­рят на сик­ким­ском на­ре­чии юж.-ти­бет. язы­ка. К Б. при­чис­ля­ют­ся так­же разл. груп­пы ти­бет­цев (хум­ла, нуб­ри, лхо­ми и др.), го­во­ря­щие на диа­лек­тах ти­бет­ско­го язы­ка, и на­ро­ды сев.-вост. Ин­дии и сев. Не­па­ла, го­во­ря­щие на близ­ких язы­ках ти­бет­ской (шер­пы, ден­джонг­па, ам­до, кхам­па, йол­мо и др. – в Зап. Бен­га­лии и Не­па­ле) и за­пад­но­ги­ма­лай­ской групп (джад, толч­ха, марч­ха, джо­ха­ри, джет­хо­ра, дар­ми, чау­дан­си, бьян­си – в шта­те Ут­та­ран­чал) ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков. Чис­лен­ность в Ин­дии, по разл. оцен­кам, от 80 тыс. чел. до 200 тыс. чел. (2006), Не­па­ле – 19,3 (2001, пе­ре­пись). Пись­мен­ность на де­ва­на­га­ри и ти­бет. ал­фа­ви­те. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки хин­ди, па­ха­ри, не­па­ли и др. В Ин­дии вхо­дят в груп­пу ади­ва­си. 2) К сик­ким­ским Б. близ­ки Б. Бу­та­на, го­во­ря­щие на яз. дзонг-кэ (357 тыс. чел. – 2005, оцен­ка), час­то объ­е­ди­няе­мые с близ­ки­ми шар­чоп (396 тыс. чел., язык – цханг­ла), бум­тан­гпа (96 тыс. чел., язык – бум­танг-кэ) и др. Сик­ким­ские и бу­тан­ские Б. в осн. буд­ди­сты (тан­трая­ма), Б. Ут­та­ран­ча­ла – в осн. ин­ду­сы.

Поселение бхотия. Уттаранчал.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов при­ги­ма­лай­ских об­ла­стей Юж. Азии (см. в ст. Ин­дий­цы). Осн. за­ня­тие – тер­рас­ное зем­ле­де­лие, от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (яки, ко­зы, ов­цы, ло­ша­ди). В Сик­ки­ме вы­ра­щи­ва­ют на про­да­жу пря­но­сти. Рас­про­стра­не­на ра­бо­та по най­му. Раз­ви­то ков­ро­тка­че­ст­во. Ранее за­ни­ма­лись транс­ги­ма­лай­ской пос­ред­нич. тор­гов­лей. В Бу­та­не муж­чи­ны но­сят длин­ные ши­ро­кие ру­ба­хи (гос), жен­щи­ны обёр­ты­ва­ют те­ло яр­кой тка­нью (ки­ра), скре­п­лён­ной на пле­чах се­реб­ря­ны­ми брош­ка­ми. Во вре­мя мо­лит­вы муж­чи­ны и жен­щи­ны на­дева­ют шар­фы, цвет ко­то­рых ука­зы­ва­ет на их со­ци­аль­ный ста­тус. Эт­нич. груп­пы ин­дий­ских Б. в осн. эн­до­гам­ны. Со­хра­ня­ют­ся эк­зо­гам­ные ро­ды и ли­ни­джи, из­вест­ны ле­ви­рат и со­ро­рат, пла­та и от­ра­бот­ки за же­ну, по­ли­ан­д­рия. В Сик­ки­ме за­муж­ние жен­щи­ны но­сят осо­бый шарф (понг­ден), в Ут­та­ран­ча­ле – но­со­вое коль­цо (натх). У ин­ду­сов Ут­та­ран­ча­ла по­чи­та­ет­ся мест­ная бо­ги­ня Нан­да Де­ви.

Лит.: People of India. Calcutta, 1994. Vol. 3: The scheduled tribes.

Вернуться к началу