ИНДИ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДИ́ЙЦЫ (бхаратия), этнополитическая общность, население Индии. И. рассматриваются в Конституции страны как единая (унитарная) нация, а этнокультурная множественность государства трактуется как «единство в многообразии». В рус. яз. до 19 в. термин существовал в формах «индеи», «индейцы». Слово «индусы» обозначает последователей индуизма и не является синонимом И. Численность в Индии 1,13 млрд. чел. (2007, оценка), Великобритании 1 млн. чел. (2,2 млн. чел. вместе с др. выходцами из Юж. Азии – оценка по переписи 2001), Канаде 1 млн. чел. (оценка по переписи 2005), США 1,25 млн. чел. (оценка по переписи 2001), Юж. Африке 1 млн. чел. (2007, оценка), на Маврикии 700 тыс. чел., Фиджи 400 тыс. чел. и др.
Среди И. выделяются 2 группы народов, имеющих особый статус, закреплённый в Конституции Индии: 1) крупные консолидированные народы, имеющие право на самоопределение в виде «лингвистических» адм. штатов; языки их входят в число национальных: маратхи, бенгальцы, гуджаратцы, телугу, каннара, малаяли, тамилы, пенджабцы, ория, раджастханцы, ассамцы, кашмирцы, манипури; 2) 636 «зарегистрированных племён» адиваси, в отношении которых проводится политика гос. поддержки. Вследствие привлекательности племенного статуса на него стали претендовать разл. этнич. группы. Особое положение среди И. занимают хиндустанцы – население междуречья Ганга и Джамны и соседних областей, говорящее на родственных индоарийских диалектах (на основе диалекта кхари боли развились языки хинди и урду). Близкие им по языку жители Бихара (штаты Бихар и Джаркханд) нередко выделяются в общность бихарцев. Жители штата Гоа и части прибрежных округов Махараштры и Карнатаки образуют общность конкани (в Махараштре их включают в состав маратхов).
Субстратный расовый тип среди И. представлен образующей мозаичные вкрапления веддоидной расой и южноиндийской расой, преобладающей в Юж. и Центр. Индии. На севере, западе и востоке преобладает индо-афганский тип индо-средиземноморской расы. На севере и северо-востоке расселены группы представителей южноазиатской расы. Прямой корреляции между расовым типом и кастой или этнич. принадлежностью не наблюдается.
По языковой принадлежности И. относятся к индоарийским народам (в осн. в сев. части субконтинента: хиндустанцы, маратхи, гуджаратцы, пенджабцы, ория, бихарцы, раджастханцы, ассамцы, конкани и др.), дравидам (в осн. на юге: тамилы, телугу, каннара, малаяли, тода, гонды, кхонды, ораоны и др.), носителям австроазиатских языков (народы мунда, гл. обр. представители адиваси на востоке Центр. Индии – санталы, мунда, хо, бирхоры и др., а также жители Никобарских о-вов и кхаси Ассама, говорящие на мон-кхмерских языках) и тибето-бирманским народам (в осн. на северо-востоке: манипури, мизо, нага, бодо, гаро, трипури, бхотия, тибетцы, дафла, апатани и др.); кашмирцы говорят на одном из дардских языков. По терминологии родства и др. базовой лексике совр. индийских языков можно предположить, что мн. этнич. группы, прежде всего индоарийские, в прошлом говорили на др. языках. Большое развитие получило двуязычие (хинди и раджастхани, телугу и урду и т. д.; вторым языком образованных классов часто служит английский).
Среди И. св. 80% составляют индуисты, св. 13% – мусульмане-сунниты, 2,3% – христиане, 1,9% – сикхи, 0,8% – буддисты [представители разл. школ тибетского буддизма, в т. ч. самой крупной школы гелугпа, компактно проживают в Ладакхе (штат Джамму и Кашмир) и Сиккиме; часть тибетцев – беженцев из Китая расселена в штате Химачал-Прадеш и на юге (штат Карнатака); необуддисты компактно проживают в городах и посёлках Махараштры (каста махар), в городах Матхура и Агра в штате Уттар-Прадеш (каста джатава)], 0,4% – джайны, остальные – приверженцы племенных религий, зороастризма (парсы), а также иудеи (бене-израэль и др.). Последователи христианства и буддизма в осн. представители «зарегистрированных каст» (быв. «неприкасаемые») и «племён».
Для И. характерна лингвистич. и этнич. непрерывность (с размытыми этнич. и языковыми различиями у соседних и выраженной дифференциацией у территориально отдалённых групп), при которой проявляются чрезвычайная дробность и неоднозначность идентификаций. На сложение этносоциальной ситуации в Индии повлияла кастовая организация (см. в ст. Каста); её основу составляют родственные коллективы, отношения между которыми (прежде всего брачные контакты) строго регламентированы религ. установлениями индуизма. Общины мусульман, сикхов, джайнов, христиан, иудеев, парсов, даже принципиально антикастовых необуддистов также приобретают характерные особенности кастовой замкнутости и стратификации и добавляются как периферические компоненты к кастовой организации. Антропологич. служба Индии регистрирует от 2795 до 4635 «общин» локального, межрегионального и общеиндийского уровней – кастовых групп в составе крупных и малых народов, «племён», лингвистич., территориальных, религ., сектантских и т. п. групп.
Основы индийской цивилизации
Хараппская цивилизация (индская цивилизация) не имела прямого наследника в Юж. Азии, но её элементы оказали влияние на б. ч. Индостана. Характерное для хараппской эпохи сосуществование в рамках единого культурного пространства разл. по уровню развития культур составило в дальнейшем отличит. черту инд. цивилизации. В хараппском иск-ве прослеживается влияние культов, получивших развитие в более поздних религ. системах (образ Мирового древа, культы богини-матери, быка, буйвола, тигра и т. д.) и др.
О древнейшем населении Юж. Азии свидетельствуют архаические изоляты (буриши). Судя по лексич. заимствованиям в санскрите, ко времени появления ариев (2-е тыс. до н. э.) Индостан был заселён в осн. протодравидами и протомунда (предгорья Гималаев, долина Ганга и Джамны, Центр. Индия вплоть до Катхиявара); на северо-востоке ок. 3-го тыс. до н. э. расселились тибето-бирманцы. Индоарии проникали на эту территорию постепенно, вероятно, в течение нескольких веков. Уже в этот период в религ. сознании индоариев, отражённом в Ригведе, ведущую роль играло представление о вселенском законе, регулирующем движение планет, поступки богов и жизнь людей (рита), сохранившееся в дальнейшем во всех инд. религиях. Образы богов ведийского пантеона (Индры, Варуны, Сурьи, Агни, Ашвинов и др.) сохранились в инд. религии и эпосе. В эпоху арийских миграций оформляется деление на 4 сословия – варны, на основе которого формировалась кастовая организация инд. общества. Совр. этносоциальная ситуация в Индии складывалась в ходе санскритизации (букв. – обработка, окультуривание) – экспансии индуизма и духовной власти брахманов, распространявших свой идеал обществ. устройства и «культурного» образа жизни индоариев на иноплеменное население. Более поздние завоеватели и переселенцы – персы и греки, шаки (саки), эфталиты, шаны и мн. др. – оказались включёнными в И. в виде каст этнич. происхождения или этнокастовых общностей. Процесс санскритизации «племён» продолжается и ныне, и они входят в сообщество индуистов на правах низших, «зарегистрированных», каст. Индуизм, выросший на почве ведийской религии, вобравший элементы автохтонных верований и культовой практики, тантризма, традиции Пуран и эпоса, стал мировоззренческой основой инд. культурной общности, окончательно сложившейся к 10 в. Культурному единству И. способствовало также их политич. объединение в составе общеиндийских империй 1-го тыс. до н. э. – 1-го тыс. н. э. (Маурья, Гупты, Гурджара-Пратихары и др.). В дальнейшем ни вовлечение Индии в сферу влияния ислама (начиная с вторжения арабов в Синд в 7 в. и особенно в 13–19 вв. – эпоху Делийского султаната и Великих Моголов), ни её последующая интеграция в европ. колониальную систему не уничтожили самобытности инд. культуры.
Этнографический очерк
В культурно-этнографич. отношении Индия разделяется на историко-этнографич. провинции: Центр. Индия (штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Чхаттисгарх, Уттаранчал), Юж. Индия (штаты Андхра-Прадеш, Карнатака, Тамилнад, Керала), Вост. Индия (штаты Зап. Бенгалия, Бихар, Джаркханд, Орисса), Сев.-Вост. Индия (штаты Аруначал-Прадеш, Ассам, Нагаленд, Манипур, Мизорам, Трипура, Мегхалая, Сикким), Зап. и Сев.-Зап. Индия (штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Раджастхан, Гуджарат).
Осн. занятие – пашенное земледелие, зависящее от муссонов и искусств. орошения, технологии которого восходят к хараппской эпохе. На юге и востоке выращивают рис (заливной и суходольный), на северо-западе и севере – рис и пшеницу, повсеместно – просо (баджра), сорго (джовар), кукурузу, ячмень, горчицу; бобовые: нут, фасоль, горох, арахис; распространено огородничество (овощи, бахчевые), плодоводство (манго, гуава, слоновое яблоко, в Кашмире – яблони и виноград), выращивание пальм (кокосовая, пальмировая), пряностей (перец, корица, кардамон, куркума, имбирь и мн. др.), технич. культур (хлопок, джут, индиго, табак). Некоторые «племена» занимаются полукочевым скотоводством (гуджары, бхотия и др.), охотой (гонды, бхилы, нага) и собирательством (мёд, пряности, лекарственные травы, цветы махуа и др.). Повсеместно разводят крупный рогатый скот (быки, зебу, буйволы – как рабочий и молочный скот), в предгорьях – овец и пуховых коз, на западе – лошадей, на северо-востоке – свиней. В большинстве регионов пастбища доступны не круглый год и необходимо стойловое содержание животных. Навоз используется как один из осн. видов топлива. Развито речное и морское рыболовство, сохраняется ныряние за жемчугом и раковинами.
Большинство И. живут в деревнях. Деревни насчитывают от 500 чел. и обычно включают представителей разных каст, живущих в кастовых кварталах («неприкасаемые» живут за пределами деревни); однокастовые деревни – большая редкость. Жители деревни составляют кастовую общину, основанную на началах строгого разделения проф. обязанностей и обмена услугами между семьями разных каст. До эпохи модернизации общинное самоуправление (панчаят радж) осуществлялось через межкастовые советы. Традиц. общинная модель социального взаимодействия воспроизводится поныне, даже в гор. условиях. Традиц. жилище и усадьба рассчитаны на трёхпоколенную семью; дом, амбары, хлев и др. хозяйств. постройки образуют закрытый двор, где женщины проводят б. ч. дня. Тип и вид жилища зависят от ландшафтно-климатич. условий и доступного строит. материала. На севере распространены прямоугольные саманные постройки с плоскими крышами (на которых спят в жаркую погоду) и верандами; в полупустынных районах Гуджарата и Раджастхана они побелены и расписаны по штукатурке (орнаменты, жанровые сцены); в предгорьях Гималаев и в лесах Карнатаки распространены каркасные или срубные, украшенные резьбой, двухэтажные на высоких сваях или с нижним каменным этажом постройки; в Ориссе – круглые плетёные хижины с крышами из пальмовых листьев.
Быт И. в мельчайших деталях регламентирован религ. предписаниями, среди которых главное место принадлежит учению о ритуальной чистоте. Омовения играют важнейшую роль в жизни И. В индуизме создано учение о питании, энергетич. свойствах разной пищи и её воздействии на человеческий организм. Различается пища согревающая и охлаждающая, нарушение энергетич. баланса приводит к болезням. Существуют правила питания для разных социальных групп – профессиональных, возрастных, для мужчин и женщин; они зависят от дней лунного месяца и времён года. Пища готовится на открытом очаге. Кухня – самое священное место в доме, куда не допускают посторонних.
Основу питания составляют рис, хлебные лепёшки, сливочное топлёное и разные виды растит. масла, тушёные овощи; белок получают из молока и бобов, т. к. индуисты в большинстве своём не употребляют в пищу мяса, рыбы и яиц. Широко используются пряности (в т. ч. карри на основе куркумы) и соусы из маринованных и свежих фруктов. Пряности считаются полезными, т. к. препятствуют распространению микробов в жарком климате. Сласти служат ритуальной едой, подношением богам, их готовят по случаю праздников и для проведения обрядов. Жевание бетеля (пан) признаётся полезным для зубов и пищеварения.
Правила индуизма предписывают цельнотканую несшитую одежду из двух кусков материи с тканой каймой (дхоти и наплечное покрывало у мужчин и сари и нагрудная повязка у женщин); ткачи изготавливают также лунги, шали, пояса, длинномерные ткани нормированной ширины для тюрбанов. Одежда должна быть свежей, идеально выстиранной и выглаженной, её меняют по несколько раз в день. Вид, цвет и декор одежды свидетельствует о социальном и ритуальном статусе человека. Максимальная ритуальная чистота для одежды – из шёлка белого или иного натурального цвета с отделкой золотом, только что снятая со станка. Сшитая одежда (штаны, рубашки, куртки, мужские шапочки-«пилотки» топи) появилась с приходом мусульман – выходцев из Ирана и Ср. Азии. Сшитые юбки, кофты, головные покрывала восходят к местной племенной традиции. В противоположность классич. инд. традиции, на северо-востоке одежду ткут не профессионалы, а каждая хозяйка в семье; носят шапочки, блузки, жакеты, тёплые накидки (женщины – с короткими юбками и фартуками, мужчины – со штанами). Замужние женщины носят кольца, браслеты на запястьях, предплечьях, лодыжках (с колокольчиками), ожерелья (в т. ч. женский символ замужества – тали), носовые украшения, пояса. При изготовлении украшений широко используются золотая и серебряная канитель и прочные текстильные нити. Во время ритуалов или в качестве оберега на лоб наносят пятнышки киновари (тики). Замужние женщины расчёсывают волосы на прямой пробор, который красят киноварью. У многих каст и «племён» распространена татуировка или нанесение узоров пастой из хны.
Ремёслами занимаются представители разл. каст – ткачи, красильщики, кузнецы, гончары, плотники, резчики по камню и т. п. Лучшие шёлковые ткани производят в священных городах Варанаси и Канчипурам. Распространены шёлковые ткани, окрашенные в технике икат или с тканым узором с использованием металлизированных нитей (парча). Эффект «грудки павлина» получается при использовании разноцветных нитей утка и основы. Хлопковые ткани украшаются набойкой (особенно в Раджастхане), узелковой техникой, росписью по трафарету, в технике каламкари и батика. Изготовляются храмовые картины на ткани с вытканными или напечатанными молитвами. В вышивке используются металлич. нити, кусочки зеркал, слюды, бисера, металлич. бляшки, крылышки жуков. Цвет ткани имеет символич. значение: белый цвет – широко используется как ритуально чистый, в т. ч. во время траура; шафраново-жёлтый – символ религ. служения и отречения от мирской суеты; синяя краска индиго не применяется для одежды высоких каст и т. д.
В плетении ритуально чистыми считаются волокна тростников и злаков. Утварь, мебель и циновки плетутся также из пальмовых листьев, кокосового волокна, лиан. Джутовые волокна считаются пригодными только для технич. целей – для канатов, товарных кулей и рогож.
Индуисты имеют предубеждение против гончарной, «сделанной из земли», посуды, опасаясь ритуального осквернения пищи. По той же причине в Индии не получили распространения ни фарфор, ни стекло. При необходимости ритуального очищения дома глиняная посуда разбивается и выбрасывается.
Резьба по дереву (тиковое дерево, гималайский кедр деодар, красное, палисандровое, эбеновое дерево, орех, акация, древесина плодовых деревьев, лиан и пальм, тростник шолапитх; особенно ценится сандал, имеющий характерный аромат и очень плотную текстуру, что позволяет выполнять тончайшую резьбу, по худож. достоинствам сравнимую с резьбой по слоновой кости; сандал используется для изготовления предметов культа и оформления интерьеров храмов) и камню относится к разряду строит. иск-ва и с древности имеет свою философию и скрупулёзные технологич. правила. Резной орнамент играет роль оберега, поэтому на изделиях и архит. сооружениях нельзя оставлять даже самого малого участка гладкой поверхности. Резное дерево полируется с помощью растит. масел и натирается ароматич. составами.
Устное творчество
Разнообразие устных традиций И. отражает их этнич., социальную (кастовую), религ., языковую многосоставность. Основу инд. классич. музыки составляют 2 традиции, принадлежащие разным этноязыковым и религ. общностям И.: северная – хиндустани и южная – карнатака (см. разделы о музыке в статьях Индия, Индуизм). Свой свод культовых и паралитургических звуковых форм имеет каждая конфессиональная группа И. (напр., значит. своеобразием отличается жанр кауали у сев.-инд. мусульман). Специфичны также бытовые муз., муз.-танцевальные и муз.-театральные жанры и формы у разных инд. народов. Многочисл. виды, формы, стили, жанры музыки и танца, связанные с многовековой культурой Индии, значительно отличаются от новых, вестернизированных направлений гор. бытовой музыки (киномузыка; популярная музыка, адаптировавшая фольклорные жанры – пенджабский бхангра, гуджаратский дандия и др.). В муз. культуре северо-запада Индии выделяется вокально-инструментальное, инструментальное и танцевально-театральное иск-во штата Раджастхан, представленное потомственными мастерами (в т. ч. группы ланга и манганьяр). Популярностью пользуются женские танцы гхумар и тератали. Пение и танцы сопровождают инструменты: струнные смычковые – саранги, суринда, камайча, раванахатта (со смычком особой изогнутой формы и бубенцами на древке); парные флейты – алгоза, сатара, пунги (или мурла – инструмент заклинателей змей); флейта нар, варган морчанг, кастаньеты картал. На инструментарий штатов Пенджаб и Гуджарат оказали влияние традиции соседнего арабо-иран. региона (двухсторонний барабан дхол, или дхолак, литавры нагара, гобой шенаи). Танцевальные представления севера Индии связаны с традиц. празднествами Холи, Дивали и др. Музыка И. сев. штатов имеет общие черты с традициями народов Непала и Тибета, опирающимися на культовые формы буддизма. Древнейшие муз. и танцевальные традиции И. южных штатов (Андхра-Прадеш, Тамилнад, Керала, Карнатака) связаны с храмовыми формами. Широкую известность, в т. ч. за пределами Юж. Азии, получил высокоразвитый муз.-танцевальный жанр катхакали, костюмированные представления которого основаны на сюжетах эпич. сказаний «Махабхарата» и «Рамаяна», а муз. стиль восходит к юж.-инд. храмовым традициям. Сохраняют своеобразие муз. и муз.-танцевальные традиции «племён» адиваси в штатах Орисса, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Западная Бенгалия, Бихар, Ассам, Мегхалая, Мизорам и др.; Андаманские и Никобарские о-ва. Часть из них восходит к древней австроазиатской культуре.
При своей традиционности И. – развивающаяся нация. В новых профессиях и совр. сферах занятости (в т. ч. в области высоких технологий – фармацевтике, электротехнике и электронике, разработке компьютерных программ) заметно участие представителей быв. «неприкасаемых» каст и неиндуистских религий.