Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РСЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 385

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Башарин, В. Л. Огудин

ПА́РСЫ, сло­жив­шая­ся в Ин­дии эт­но­кон­фес­сио­наль­ная об­щи­на, ис­по­ве­дую­щая зо­роа­ст­ризм. В 9–10 вв. пред­ки П. пе­ре­се­ли­лись в Гуд­жа­рат (Ин­дия) из Пер­сии из-за го­не­ний му­суль­ман. П. го­во­рят на язы­ках гуд­жа­ра­ти и ма­рат­хи. Ре­лиг. тек­сты за­пи­са­ны на аве­стий­ском язы­ке, язы­ке пех­ле­ви, час­тич­но пе­ре­ве­де­ны на сан­ск­рит. Об­щая чис­лен­ность П. со­став­ля­ет в Ин­дии бо­лее 150 тыс. чел. (из них ок. 60 тыс. чел. жи­вут в г. Мум­баи), в Па­ки­ста­не – ок. 6 тыс. чел., по 3 тыс. чел. про­жи­ва­ют в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии (2011, оцен­ка). Не­боль­шие об­щи­ны П. су­ще­ст­ву­ют в Ки­тае (Гу­ан­чжоу, Сян­ган), Йе­ме­не (Аден), Вост. Аф­ри­ке, Ав­ст­ра­лии.

Под влия­ни­ем ин­дуи­стов П. пре­кра­ти­ли за­клю­че­ние кросс­ку­зен­ных бра­ков (хве­до­да) и жерт­во­при­но­ше­ния ко­ров. Жре­цы П. (дас­ту­ры) про­хо­дят спец. обу­че­ние и по­свя­ще­ние (на­вар). Ини­циа­ция под­ро­ст­ков (но­зуд) за­клю­ча­ет­ся в опоя­сы­ва­нии их свя­щен­ным шну­ром (куш­ти) и на­де­ва­нии ру­баш­ки суд­ре. П. име­ют свой ка­лен­дарь (га­хам­бар), в ко­то­ром год де­лит­ся на 13 ме­ся­цев.

«Парсы Бомбея». Гравюра на дереве. 1878.

Рас­цве­ту об­щи­ны П. спо­соб­ст­во­вал за­хват Ин­дии Брит. Ост-Инд­ской ком­па­ни­ей (см. Ост-Инд­ские ком­па­нии) в кон. 17 – сер. 19 вв. К П. пе­ре­шли тор­гов­ля и бан­ки Бом­бея (ны­не Мум­баи), ку­да они пе­ре­се­ля­лись с по­след­ней тре­ти 17 в. В нач. 18 в. об­щи­на рас­ко­ло­лась на дви­же­ния Ка­ди­ми («древ­ние») и Ра­си­ми, или Шен­шаи («тра­ди­цио­на­ли­сты»). Пер­вое от­да­ва­ло пред­поч­те­ние бо­лее древ­ним обы­ча­ям иран. зо­роа­ст­рий­цев, вто­рое – тра­ди­ци­ям П. Ин­дии. С 1827 П. по­лу­ча­ли ев­роп. об­ра­зо­ва­ние в Эл­фин­стон-кол­лед­же в Бом­бее. Его вы­пу­ск­ник – Д. На­ород­жи в 1851 ор­га­ни­зо­вал Зо­роа­ст­рий­ское ре­фор­ма­тор­ское об-во (Рах­ну­маи Маз­дай­ас­нан Саб­ха), от­крыл пер­вую шко­лу для де­во­чек, нац. б-ку, на­ла­дил из­да­ние пе­рио­ди­ки. Пар­тия Ка­ди­ми в 1854 ос­но­ва­ла шко­лу для обу­че­ния жре­цов. Учё­ные-пар­сы М. Н. Дхал­ла, Б. Анк­ле­са­рия, И. Та­ра­по­ре­ва­ла, К. Джа­масп-Аса, Ф. Кот­вал, Дж. М. Джа­масп-Аса­на ста­ли из­вест­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми зо­роа­ст­риз­ма. Раз­дел в 1947 Бри­тан­ской Ин­дии на Ин­дию и Па­ки­стан вы­звал рас­кол об­щи­ны. Уси­ли­лась эмиг­ра­ция в Сев. Аме­ри­ку и Ве­ли­ко­бри­та­нию, ку­да П. вы­ез­жа­ли с 19 в.

Лит.: Menant D. Les Parsis: histoire des com­munautés zoroastriennes de l’Inde. P., 1898; Бойс М. Зо­роа­ст­рий­цы: ве­ро­ва­ния и обы­чаи. 4-е изд. СПб., 2003.

Вернуться к началу