Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУДЖАРА́ТЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская
Гуджаратец, г. Ахмадабад. 2006. Фото М. А. Членова

ГУДЖАРА́ТЦЫ (са­мо­на­зва­ние – гуд­жа­ра­ти), ин­доа­рий­ский на­род в Ин­дии, осн. на­се­ле­ние шта­та Гуд­жа­рат. Жи­вут так­же в шта­тах Рад­жаст­хан, Ма­ха­раш­тра, Мад­хья-Пра­деш и др. Чис­лен­ность 44 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Ок. 1,5 млн. чел. жи­вут в др. стра­нах, в т. ч. в Па­ки­ста­не – св. 400 тыс. чел., Ве­ли­ко­бри­та­нии – 200 тыс. чел., США – 50 тыс. чел., Ка­на­де – 46 тыс. чел., Тан­за­нии – 40 тыс. чел., Уган­де – 20 тыс. чел., ЮАР, Ке­нии, Ма­лай­зии, араб. стра­нах, Центр. и Юж. Аме­ри­ке и др. Го­во­рят на гуд­жа­ра­ти, рас­про­ст­ра­не­ны так­же язы­ки хин­ди, ур­ду, синд­хи, ма­рат­хи, ан­глий­ский. 89% Г. – ин­дуи­сты (кас­ты на­гар брах­ма­нов, ма­хад­жан-ба­нья, па­ти­дар, или па­тель, махь­яван­ши, кан­би, ко­ли, ло­ха­на и др.), 8,5% – му­суль­ма­не (груп­пы бох­ра и хо­джа – ис­маи­ли­ты, ме­мон, ма­лик, мом­на, мо­ле­са­лам, ранг­рез, чип­па и др. – сун­ни­ты), 1,9% – джай­ны, пар­сы и др.

Гуджаратцы. Танец гарабо.

Гуд­жа­рат вхо­дил в аре­ал индской ци­ви­ли­за­ции (г. Лот­хал в до­ли­не р. Са­бар­ма­ти 24–20 вв. до н. э.). Фор­ми­ро­ва­ние Г. про­ис­хо­ди­ло на ос­но­ве ме­ст­но­го дра­ви­до- и мун­да­язычного на­се­ле­ния и по­сле­до­ват. волн пе­ре­се­лен­цев – ари­ев, са­ков, ку­шан (ку­шан­ское влия­ние про­сле­жи­ва­ет­ся в т. ч. в гуд­жа­рат­ском иск-ве), эф­та­ли­тов (в т. ч. гуд­жа­ров), с 7 в. – ара­бов, с 13–14 вв. – тю­рок, пер­сов, пу­ш­ту­нов. Раз­ви­ва­лась мор. тор­гов­ля со стра­на­ми Ин­дий­ско­го ок., вклю­чая Ма­лай­ский ар­хи­пе­лаг, Ближ­ний Во­сток и Аф­ри­ку. В 17 в. вы­со­ко­го раз­ви­тия до­стиг­ло ко­раб­ле­строе­ние. В свя­зи с рос­том го­ро­дов, сло­же­ни­ем тор­го­во-рос­тов­щич. и пред­при­ни­мат. групп де­ре­вен­ская кас­то­вая об­щи­на раз­ру­ши­лась к 14 в. Ос­лаб­ле­ние ка­сто­во­го строя спо­со­б­ст­ву­ет эт­нич. кон­со­ли­да­ции Г. На гуд­жа­рат­скую куль­ту­ру влия­ют тра­ди­ции «за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных пле­мён» (ади­ва­си) Гуд­жа­ра­та – бхи­лов, ра­ба­ри, ваг­хри и др. Со­вре­мен­ные Г. от­ли­ча­ют­ся вы­со­кой до­лей гор. на­се­ле­ния (30%) и уров­нем гра­мот­но­сти (70%). Осн. тра­диц. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (про­со, на се­ве­ре – пше­ни­ца, на оро­шае­мых зем­лях – рис, так­же бах­че­вые, пло­до­вые, кун­жут, ин­ди­го и др.), тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты хлоп­ко­вод­ст­во и из­го­тов­ле­ние хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней с на­бив­ным ри­сун­ком или в узел­ко­вой тех­ни­ке. Шёл­ко­тка­че­ст­во свя­за­но с джай­н­ски­ми тра­ди­ция­ми (са­ри г. Па­тан в тех­ни­ке двой­но­го ика­та), произ-во пар­чи (кинкаб), ат­ла­са, бар­ха­та, таф­ты, ков­ров, зо­ло­той ни­ти (за­ри) раз­ви­ва­лось с эпо­хи Гуд­жа­рат­ско­го сул­та­на­та в Ах­ма­да­ба­де, Су­ра­те, Кам­бее и др. Вы­шив­ка с при­ме­не­ни­ем ку­соч­ков зер­ка­ла и ста­нио­ля (ши­са­дар) свя­за­на с тра­ди­ция­ми пле­ме­ни ра­ба­ри. От 6 в. со­хра­ни­лись пе­щер­ные хра­мы Сау­раш­тры (Кхам­бха­лия, Та­лад­жа, Са­нья, Дханк и др.), буд­дий­ские сту­пы (в Бо­рии и Са­па­ре). Рас­цвет гуд­жа­рат­ской ар­хи­тек­ту­ры при­хо­дит­ся на 10–13 вв.: храм Солн­ца в Модхе­ре, джайн­ские комп­лек­сы в Та­ран­ге (12 в.), Джу­на­гад­хе (Гир­нар – 12–13 вв., Шат­рун­джая – 11–14 вв.). К 15–16 вв. от­но­сят­ся па­мят­ни­ки му­сульм. ар­хи­тек­ту­ры Ах­ма­да­ба­да. См. так­же Гуд­жа­рат­ская ми­ниа­тю­ра. Тра­диц. по­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ют до 1000 чел. Сель­ское жи­ли­ще гли­но­бит­ное с рас­пи­сан­ны­ми по шту­ка­тур­ке сте­на­ми. Гор. дом (ха­ве­ли) – двух­этаж­ный, с ма­стер­ски­ми в ниж­нем эта­же, внутр. дво­ром и ве­ран­да­ми, бо­га­то ук­ра­шен резь­бой. Муж­чи­ны в го­ро­дах но­сят шер­стя­ной шер­ва­ни с шаль­ва­ра­ми или дхо­ти, шаль, тюр­бан или оваль­ную ша­поч­ку-то­пи (чёр­ную шер­стя­ную или бе­лую хлоп­ча­то­бу­маж­ную). Ха­рак­те­рен муж­ской ко­стюм Ка­ча и Са­ура­шт­ры: очень ши­ро­кие на­вер­ху, уз­кие ни­же ко­лен со сбор­ка­ми на го­ле­ни шта­ны, ру­ба­ха, при­сбо­рен­ная на ко­кет­ке, с уз­ки­ми, очень длин­ны­ми ру­ка­ва­ми, тюр­бан, туф­ли из вер­блюжь­ей ко­жи без зад­ни­ков, с за­гну­ты­ми но­са­ми. Жен­щи­ны не­вы­со­ких каст и пле­мён но­сят ши­ро­кие юб­ки с вы­шив­кой шиса­дар, вы­ши­тые коф­ты, по­кры­ва­ла, на­бор­ные поя­са и др. се­реб­ря­ные ук­ра­ше­ния; ли­цо, ру­ки и но­ги та­ту­иру­ют­ся. Са­ри на­де­ва­ют, пе­ре­ки­ды­вая сво­бод­ный ко­нец че­рез пле­чо со спи­ны на го­ло­ву и грудь, у низ­ших каст сза­ди ос­тав­ляют ме­шок, спус­каю­щий­ся поч­ти до зем­ли. Тра­диц. пи­ща – пе­чё­ные и жа­рен­ные в мас­ле ле­пёш­ки (рот­ли, ча­па­ти, бхак­ри, кхкхра), блю­да из бо­бо­вых (па­ко­ра, дал, дхок­ла), овощ­ные блю­да (саб­зи, унд­хия), плов (пу­лао, бириа­ни), ри­со­вая ка­ша на мо­ло­ке с оре­ха­ми и пря­но­стя­ми, сла­до­сти (кад­хи, гха­ри). С куль­том Криш­ны свя­за­ны муз.-дра­ма­тич. и тан­це­валь­ные пред­став­ле­ния сан­ги­та, ис­пол­няе­мые в ка­но­нах санс­крит­ской дра­мы Ги­та­го­вин­да (см. так­же Гуд­жа­рат­ская ли­те­ра­ту­ра); с куль­том Ши­вы – улич­ный те­атр (бха­ваи), вос­хо­дя­щий к 14 в., пред­став­ляе­мый бро­дя­чи­ми ар­ти­ста­ми кас­ты тра­га­ла в со­про­во­ж­де­нии флей­ты бхун­гал, разл. идио­фо­нов и мем­бра­но­фо­нов (пак­хвайя, жан­жа), струн­но­го смыч­ко­во­го са­ран­ги; с ха­рак­тер­ным для ши­ваи­тов куль­том бо­гинь-ма­те­рей – жен­ский кру­го­вой та­нец га­ра­бо с со­су­да­ми, внутрь ко­то­рых по­ме­ще­ны све­тиль­ни­ки. В сре­де Г. кшат­рий­ских каст раз­вит культ пред­ков в фор­ме по­чи­та­ния па­мят­ных кам­ней в честь по­гиб­ших ге­ро­ев и их вдов, со­вер­шив­ших са­мо­сож­же­ние (са­ти), и свя­зан­ное с ним твор­че­ст­во стран­ст­вую­щих ска­зи­те­лей и ге­неа­ло­гов (бхат, ча­ран), ис­пол­няю­щих во­ин­ские ге­ро­ич. пес­ни ре­чи­та­ти­вом в соп­ро­вож­де­нии 1–2-струн­но­го смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та.

Лит.: Му­моу И. У. Ин­дий­ская де­рев­ня (Юж­ный Гуд­же­рат). М., 1952; Виль­шан­ский А. И. Гуд­жа­рат­цы // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963; Majmudar M. R. Cultural history of Gu­jarat. Bombay, 1965.

Вернуться к началу