Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БХИ́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 447-448

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Семашко; Е. М. Гороховик (устное творчество)
Бхильская девушка в традиционном уборе: цепочка от серёг прикреплена к волосам, надо лбом – серебряное украшение в виде шарика (бер), на лоб спускается подвеска в виде цветка или ромба (джабиа).

БХИ́ЛЫ (воз­мож­но, от дра­ви­дий­ско­го бхил – лук), груп­па род­ст­вен­ных ин­до­а­рий­ских на­ро­дов в Зап. Ин­дии. Де­лят­ся на эн­до­гам­ные груп­пы: га­ме­тия, ка­та­рия, ми­на, ма­ма (штат Рад­жаст­хан), пау­ра, тад­ви, га­ра­сия, дхо­ли, ва­са­ва (шта­ты Гуд­жа­рат и Ма­ха­раш­тра), дан­гри, ме­ва­си, ра­вал, бха­га­лия, бхи­ла­ла (штат Ма­ха­раш­тра), ба­ре­ла, ми­на (штат Мад­хья-Пра­деш); груп­пы, сме­шан­ные с рад­жпу­та­ми (бхи­ла­ла, га­ра­сия, па­те­лия, ми­на), за­ни­ма­ют бо­лее вы­со­кое по­ло­же­ние. Вхо­дят в груп­пу ади­ва­си. Чис­лен­ность, по раз­ным оцен­кам, от 7 до св. 13 млн. чел. (2006). Го­во­рят на яз. бхи­ли юго-зап. груп­пы ин­доа­рий­ских язы­ков. Пись­мен­ность на де­ва­на­га­ри. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки хин­ди, ма­рат­хи, гуд­жа­ра­ти, рад­жаст­ха­ни. Боль­шин­ст­во Б. – ин­ду­сы (гл. обр. ши­ваи­ты), ок. 1% – хри­стиа­не и му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Бхильские женщины и дети. Раджастхан.

Эт­нич. ос­но­ву Б., по-ви­ди­мо­му, со­став­ля­ло або­ри­ген­ное на­се­ле­ние. Пер­вые дос­то­вер­ные све­де­ния о Б. по­яв­ля­ют­ся в рад­жпут­ских хро­ни­ках 9–10 вв. Бхиль­ские кня­же­ст­ва вое­ва­ли и всту­пали в со­юз­ные от­но­ше­ния с рад­жпу­та­ми (бхиль­ские рад­жи до 20 в. со­хра­ня­ли пра­во на­но­сить на лоб рад­жпут­ским пра­ви­те­лям знак вла­сти – ти­ку), Мо­го­ла­ми, ма­рат­ха­ми и анг­ли­ча­на­ми. В 1-й пол. 20 в. сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние за ав­то­но­мию Б. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. Осн. за­ня­тия – плуж­ное зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во (пас­ту­хи – го­ри – по ста­ту­су при­рав­не­ны к не­при­ка­сае­мым); в го­рах прак­ти­ко­ва­лись под­сеч­но-ог­не­вое руч­ное зем­ле­де­лие, охо­та (с про­стым лу­ком и копь­ём из бам­бу­ка), со­би­ра­тель­ст­во (осо­бен­но цве­тов и пло­дов де­ре­ва махуа). Раз­ви­то пле­те­ние, тка­ни и ке­ра­ми­ку вы­ме­ни­ва­ют у со­се­дей. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ство. В со­ста­ве гуд­жа­рат­цев, рад­жа­ст­хан­цев, ма­рат­хов об­ра­зу­ют низ­шие кас­ты с.-х. ра­бо­чих, по­лу­за­ви­си­мых кре­сть­ян-ха­ли и др. Име­ет­ся гор. на­се­ле­ние, ин­тел­ли­ген­ция. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, ха­рак­тер­ны до­ма с пле­тён­ны­ми из рас­ще­п­лён­но­го бам­бу­ка сте­на­ми. До 20 в. муж­чи­ны хо­ди­ли в на­бед­рен­ных по­вяз­ках, жен­щи­ны но­сят ши­ро­кие юб­ки, ко­рот­кие коф­ты и по­кры­ва­ла. Ха­рак­тер­но но­ше­ние муж­чи­на­ми ору­жия. Рас­про­стра­не­на та­туи­ров­ка. Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные то­тем­ные эк­зо­гам­ные ро­ды (атак). Ко­рен­ные жи­те­ли тра­диц. по­се­ле­ния, при­на­дле­жа­щие к од­но­му ро­ду, об­ра­зу­ют эк­зо­гам­ную груп­пу (бха­ла), воз­глав­ляе­мую ста­ро­стой (га­ме­ти, мук­хи, па­тель); неск. бха­ла объе­ди­ня­ют­ся в эн­до­гам­ную груп­пу (пал). Оби­та­те­ли па­ла счи­та­ют се­бя «ис­тин­ны­ми» Б. (па­лия), в от­ли­чие от при­ез­жих (ка­лия). Прак­ти­ку­ют­ся раз­во­ды, пов­тор­ное за­му­же­ст­во, ле­ви­рат, со­ро­рат и др. В па­мять умер­ших ста­вят сте­лы с изо­бра­же­ни­ем вои­на. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты ме­ст­ных бо­гов (во гла­ве пан­те­о­на – Рад­жа Пант­ха и его же­на Ра­ни Панд­хар, ко­торой по­свя­щён один из гл. го­до­вых празд­ни­ков у го­ры Дев Мо­гра), пред­ков (ба­ба-дев; у ка­ж­дой де­рев­ни име­лась по­свя­щён­ная им ро­ща де­васт­хан), ша­ма­ны (бад­ва), жре­цы. С кон. 19 в. сре­ди Б. рас­про­стра­ня­ет­ся виш­ну­ит­ское дви­же­ние бхак­ти.

Уст­ное твор­че­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся ми­фы о бо­гах, эт­но­ге­не­тич. ле­ген­ды, пес­но­пе­ния о со­тво­ре­нии ми­ра бо­ги­ней Ве­лу­баи (ис­пол­ня­ют­ся пев­ца­ми-гая­на­ми под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­на дхак), пес­ни о ге­ро­ях (ис­пол­няе­мые бро­дя­чи­ми пев­ца­ми), лю­бов­ные пес­ни (в ви­де диа­ло­га ме­ж­ду юно­шей и де­вуш­кой). Од­на из по­пу­ляр­ных форм – са­ванг (по­ве­ст­во­ва­ние с му­зы­кой и тан­ца­ми). В Рад­жаст­ха­не рас­про­стра­нён кру­го­вой та­нец гху­мар, при­уро­чен­ный к ка­лен­дар­ным об­ря­дам (ис­пол­ня­ет­ся жен­щи­на­ми и муж­чи­на­ми в со­про­во­ж­де­нии лю­бов­ных, хва­леб­ных и др. пе­сен). Ре­ли­ги­оз­ная тан­це­валь­ная дра­ма гайр (гау­ри), свя­зан­ная с по­кло­не­ни­ем бо­же­ст­ву Бхай­рая­натх и куль­том пло­доро­дия, ис­пол­ня­ет­ся муж­чи­на­ми в ме­ся­цы ша­ра­ва­на и бхад­ра (июль – ав­густ); её центр. пер­со­на­жем яв­ля­ет­ся бхойя, впа­даю­щий в транс во вре­мя тан­ца и сопро­во­ж­даю­щий свои дви­же­ния зво­ном ме­тал­лич. та­ре­ло­чек па­рат и тха­ли. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся боль­шие ба­ра­ба­ны дхол и ман­дал, ма­лый ба­ра­бан дур­ба­ри, ба­ра­бан в фор­ме песоч­ных часов дхак. Рас­про­стра­нены флей­та пау­ли, вар­ган гханг­ли. В 1940-х гг. инд. тан­цор и хо­рео­граф Удай Шан­кар ис­поль­зо­вал эле­мен­ты тан­це­валь­но­го ис­кус­ст­ва Б. в сво­их по­ста­нов­ках.

Лит.: Се­маш­ко И. М. Бхи­лы. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ское ис­сле­до­ва­ние. М., 1975; Ku­mar B. The Bhils: an ethno-historic analysis. Delhi, 1997.

Вернуться к началу