БХИ́ЛЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БХИ́ЛЫ (возможно, от дравидийского бхил – лук), группа родственных индоарийских народов в Зап. Индии. Делятся на эндогамные группы: гаметия, катария, мина, мама (штат Раджастхан), паура, тадви, гарасия, дхоли, васава (штаты Гуджарат и Махараштра), дангри, меваси, равал, бхагалия, бхилала (штат Махараштра), барела, мина (штат Мадхья-Прадеш); группы, смешанные с раджпутами (бхилала, гарасия, пателия, мина), занимают более высокое положение. Входят в группу адиваси. Численность, по разным оценкам, от 7 до св. 13 млн. чел. (2006). Говорят на яз. бхили юго-зап. группы индоарийских языков. Письменность на деванагари. Распространены также языки хинди, маратхи, гуджарати, раджастхани. Большинство Б. – индусы (гл. обр. шиваиты), ок. 1% – христиане и мусульмане-сунниты.
Этнич. основу Б., по-видимому, составляло аборигенное население. Первые достоверные сведения о Б. появляются в раджпутских хрониках 9–10 вв. Бхильские княжества воевали и вступали в союзные отношения с раджпутами (бхильские раджи до 20 в. сохраняли право наносить на лоб раджпутским правителям знак власти – тику), Моголами, маратхами и англичанами. В 1-й пол. 20 в. сформировалось движение за автономию Б. Традиц. культура типична для народов Юж. Азии. Осн. занятия – плужное земледелие и животноводство (пастухи – гори – по статусу приравнены к неприкасаемым); в горах практиковались подсечно-огневое ручное земледелие, охота (с простым луком и копьём из бамбука), собирательство (особенно цветов и плодов дерева махуа). Развито плетение, ткани и керамику выменивают у соседей. Распространено отходничество. В составе гуджаратцев, раджастханцев, маратхов образуют низшие касты с.-х. рабочих, полузависимых крестьян-хали и др. Имеется гор. население, интеллигенция. Поселения разбросанные, характерны дома с плетёнными из расщеплённого бамбука стенами. До 20 в. мужчины ходили в набедренных повязках, женщины носят широкие юбки, короткие кофты и покрывала. Характерно ношение мужчинами оружия. Распространена татуировка. Сохраняется деление на патрилинейные тотемные экзогамные роды (атак). Коренные жители традиц. поселения, принадлежащие к одному роду, образуют экзогамную группу (бхала), возглавляемую старостой (гамети, мукхи, патель); неск. бхала объединяются в эндогамную группу (пал). Обитатели пала считают себя «истинными» Б. (палия), в отличие от приезжих (калия). Практикуются разводы, повторное замужество, левират, сорорат и др. В память умерших ставят стелы с изображением воина. Сохраняются культы местных богов (во главе пантеона – Раджа Пантха и его жена Рани Пандхар, которой посвящён один из гл. годовых праздников у горы Дев Могра), предков (баба-дев; у каждой деревни имелась посвящённая им роща девастхан), шаманы (бадва), жрецы. С кон. 19 в. среди Б. распространяется вишнуитское движение бхакти.
Устное творчество. Сохраняются мифы о богах, этногенетич. легенды, песнопения о сотворении мира богиней Велубаи (исполняются певцами-гаянами под аккомпанемент барабана дхак), песни о героях (исполняемые бродячими певцами), любовные песни (в виде диалога между юношей и девушкой). Одна из популярных форм – саванг (повествование с музыкой и танцами). В Раджастхане распространён круговой танец гхумар, приуроченный к календарным обрядам (исполняется женщинами и мужчинами в сопровождении любовных, хвалебных и др. песен). Религиозная танцевальная драма гайр (гаури), связанная с поклонением божеству Бхайраянатх и культом плодородия, исполняется мужчинами в месяцы шаравана и бхадра (июль – август); её центр. персонажем является бхойя, впадающий в транс во время танца и сопровождающий свои движения звоном металлич. тарелочек парат и тхали. Среди муз. инструментов наибольшей популярностью пользуются большие барабаны дхол и мандал, малый барабан дурбари, барабан в форме песочных часов дхак. Распространены флейта паули, варган гхангли. В 1940-х гг. инд. танцор и хореограф Удай Шанкар использовал элементы танцевального искусства Б. в своих постановках.