Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРА́ТХИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 80

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик (устное творчество)

МАРА́ТХИ (са­мо­на­зва­ние – ма­рат­ха), 1) пра­вя­щая кас­та в Ма­ха­раш­тре; 2) ин­до­арий­ский на­род в Зап. Ин­дии, осн. на­се­ле­ние шта­та Ма­ха­раш­тра. Жи­вут так­же в Гуд­жа­ра­те, Мад­хья-Пра­де­ше, Кар­на­та­ке, Та­мил­на­ду, со­юз­ных тер­ри­то­ри­ях Да­ман и Диу, Дад­ра и На­гар-Ха­ве­ли. Чис­лен­ность 71,7 млн. чел., из них в шта­те Ма­ха­раш­тра 62,5 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. ма­рат­хи. Б. ч. ин­дуи­сты.

Осн. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (про­со джо­вар и бад­жра, пше­ни­ца, хло­пок, са­хар­ный тро­ст­ник, ара­хис, кун­жут, лён, та­бак, ко­ко­со­вая паль­ма, ба­нан), мо­лоч­ное жи­вот­но­вод­ст­во, на юге – са­до­вод­ст­во. Раз­ви­ты тка­че­ст­во, резь­ба по де­ре­ву, кам­ню, сло­но­вой кос­ти, че­кан­ка по ме­ди. Де­рев­ни рас­по­ла­га­ют­ся по скло­нам гор, де­лят­ся на квар­та­лы (али), на­се­ляе­мые пред­ста­ви­те­ля­ми од­ной кас­ты. До­ма гли­но­бит­ные или кир­пич­ные, во внутр. рай­онах с пло­ской кры­шей, в при­бреж­ных – с дву­скат­ной че­ре­пич­ной. Муж­ская оде­ж­да – дхо­ти, ру­ба­ха и ле­во­за­паш­ной каф­тан, жен­ская – са­ри (дли­на до 10 м; один ко­нец про­пус­ка­ет­ся ме­ж­ду ног и за­ты­ка­ет­ся за по­яс сза­ди) и ко­рот­кая коф­та, на се­ве­ре рас­про­стра­не­ны ши­ро­кие юб­ки в сбор­ку и длин­ные ши­ро­кие коф­ты. Со­хра­ня­ют­ся эк­зо­гам­ные кла­ны (куль) со свои­ми то­те­ма­ми (де­ва­ки). Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу. Из ин­дуи­ст­ских бо­жеств наи­бо­лее по­чи­та­ем Га­не­ша с цен­тром куль­та в г. Пу­на. Рас­про­стра­не­ны куль­ты бо­гинь-ма­те­рей, бо­гинь бо­лез­ней и т. п. По­пу­ляр­ны про­цес­сии и гон­ки на бы­ках, тан­цы, пес­ни и те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния, ис­пол­няе­мые стран­ст­вую­щи­ми труп­па­ми.

Маратхи. Актриса Ниведита Джоши-Сараф.

Уст­ное твор­че­ство. Клас­сич. му­зы­ка вос­хо­дит к эпо­хе Сред­не­ве­ко­вья; один из круп­ней­ших учё­ных му­зы­кан­тов Ин­дии Шарн­га­де­ва (ав­тор трак­та­та «Сан­ги­та­рат­на­ка­ра», 13 в.), пред­по­ло­жи­тель­но, ро­дом из Ма­ха­раш­тры. В 20 в. клас­сические тра­ди­ции раз­ви­ва­ли пев­цы Бхим­сен Джо­ши, Ке­шо­ри Амон­кар, Пан­дит Джас­радж, Джи­тен­д­ра Аб­хи­ше­ки. Про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли клас­сич. му­зы­ки в Пу­не, на о. Эле­фан­та. Му­зы­ка со­про­во­ж­да­ет ин­дуи­ст­ские празд­не­ст­ва (Га­неш-Ча­турт­хи, Ди­ва­ли), хра­мо­вые празд­ни­ки, об­ще­ст­вен­ные и се­мей­ные ме­ро­прия­тия. Ши­ро­ко пред­став­ле­ны разл. тра­ди­ции «пе­сен по­чи­та­ния» (бхад­жа­ны и кир­та­ны), свя­зан­ные с вос­пе­ва­ни­ем бо­гов и по­кло­не­ни­ем свя­тым муд­ре­цам-ри­ши в рам­ках ин­дуи­ст­ско­го дви­же­ния бхак­ти. Рас­про­стра­не­ны пе­сен­но-тан­це­валь­ные ком­по­зи­ции бха­руд, по­этич. ос­но­ва ко­то­рых вос­хо­дит к твор­че­ст­ву ма­ратх­ско­го по­эта Бха­ру­да (16 в.). Жан­ры му­зы­каль­но-тан­це­валь­но­го фольк­ло­ра: пес­ни ови (сель­ские жен­ские), бха­ле­ри (вос­пе­ваю­щие труд зем­ле­дель­цев), ры­бац­кие пес­ни и тан­цы ко­ли, ста­рин­ные пес­ни-тан­цы ла­ва­ни, ис­то­ри­ко-эпич. бал­ла­ды по­ва­да (по­свя­ще­ны дея­ни­ям ве­ли­ких пра­ви­те­лей древ­но­сти). В 16 в. сфор­ми­ро­ва­лась ре­гио­наль­ная фор­ма му­зы­каль­но-тан­це­валь­ных пред­став­ле­ний та­ма­ша (от перс. «раз­вле­че­ние»), со­про­во­ж­даю­щих­ся ан­самб­лем ин­ст­ру­мен­тов (2-сто­рон­ний ба­ра­бан дхол­ки, та­ре­лоч­ки манд­жи­ра, од­но­струн­ный ин­ст­ру­мент тун­тун, бу­бен даф, руч­ная фис­гар­мо­ния гар­мо­ни­ум, связ­ки ко­ло­коль­чи­ков на но­гах тан­цо­ров гхун­гру).

Лит.: Enthoven R. E. The tribes and castes of Bom­bay. Bombay, 1920–1922. Vol. 1–3; Sar­desai G. S. New history of Marathas. Bombay a. o., 1957–1968. Vol. 1–3; Гу­се­ва Н. Р., Коч­нев В. И. Ма­рат­хи // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963; Orenstein H. Gaon: conflict and co­hesion in an Indian village. Princeton, 1965; Pand­haripande R. Marathi. L.; N. Y., 1997.

Вернуться к началу