МАРА́ТХИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРА́ТХИ (самоназвание – маратха), 1) правящая каста в Махараштре; 2) индоарийский народ в Зап. Индии, осн. население штата Махараштра. Живут также в Гуджарате, Мадхья-Прадеше, Карнатаке, Тамилнаду, союзных территориях Даман и Диу, Дадра и Нагар-Хавели. Численность 71,7 млн. чел., из них в штате Махараштра 62,5 млн. чел. (2001, перепись). Говорят на яз. маратхи. Б. ч. индуисты.
Осн. занятия – земледелие (просо джовар и баджра, пшеница, хлопок, сахарный тростник, арахис, кунжут, лён, табак, кокосовая пальма, банан), молочное животноводство, на юге – садоводство. Развиты ткачество, резьба по дереву, камню, слоновой кости, чеканка по меди. Деревни располагаются по склонам гор, делятся на кварталы (али), населяемые представителями одной касты. Дома глинобитные или кирпичные, во внутр. районах с плоской крышей, в прибрежных – с двускатной черепичной. Мужская одежда – дхоти, рубаха и левозапашной кафтан, женская – сари (длина до 10 м; один конец пропускается между ног и затыкается за пояс сзади) и короткая кофта, на севере распространены широкие юбки в сборку и длинные широкие кофты. Сохраняются экзогамные кланы (куль) со своими тотемами (деваки). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги делятся по полу. Из индуистских божеств наиболее почитаем Ганеша с центром культа в г. Пуна. Распространены культы богинь-матерей, богинь болезней и т. п. Популярны процессии и гонки на быках, танцы, песни и театрализов. представления, исполняемые странствующими труппами.
Устное творчество. Классич. музыка восходит к эпохе Средневековья; один из крупнейших учёных музыкантов Индии Шарнгадева (автор трактата «Сангитаратнакара», 13 в.), предположительно, родом из Махараштры. В 20 в. классические традиции развивали певцы Бхимсен Джоши, Кешори Амонкар, Пандит Джасрадж, Джитендра Абхишеки. Проводятся фестивали классич. музыки в Пуне, на о. Элефанта. Музыка сопровождает индуистские празднества (Ганеш-Чатуртхи, Дивали), храмовые праздники, общественные и семейные мероприятия. Широко представлены разл. традиции «песен почитания» (бхаджаны и киртаны), связанные с воспеванием богов и поклонением святым мудрецам-риши в рамках индуистского движения бхакти. Распространены песенно-танцевальные композиции бхаруд, поэтич. основа которых восходит к творчеству маратхского поэта Бхаруда (16 в.). Жанры музыкально-танцевального фольклора: песни ови (сельские женские), бхалери (воспевающие труд земледельцев), рыбацкие песни и танцы коли, старинные песни-танцы лавани, историко-эпич. баллады повада (посвящены деяниям великих правителей древности). В 16 в. сформировалась региональная форма музыкально-танцевальных представлений тамаша (от перс. «развлечение»), сопровождающихся ансамблем инструментов (2-сторонний барабан дхолки, тарелочки манджира, однострунный инструмент тунтун, бубен даф, ручная фисгармония гармониум, связки колокольчиков на ногах танцоров гхунгру).