КИ́РТА́НА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́РТА́НА (санскр. kīrtana; букв. – рассказывать, повторять, восхвалять), в Индии песнопение, содержащее восхваления имени (нам-К.), достоинств или деяний (лила-К.) индуистских богов или святых. Предположительно жанр К. восходит к буддийским песнопениям, однако его расцвет и распространение связаны с именем вишнуитского святого Чайтаньи (1-я треть 16 в.), который ввёл в религ. практику санкиртан – массовое шествие адептов, сопровождаемое экстатич. пением и танцами под аккомпанемент барабанов и гонгов. К. быстро стала одним из осн. гимнич. жанров религ. течения бхакти, особенно в Бенгалии, Ориссе, Ассаме. Исполнение и слушание К. иногда рассматривается как один из важнейших путей достижения мокши. Наибольшее распространение К. получили в вишнуизме и кришнаизме, также широко используются, наряду с типологически близкими им бенг. религ. песнями бхаджана, для восхваления Шивы, Кали и др. божеств.
По содержательной принадлежности текстов песнопения К. аналогичны крити, однако в отношении муз. композиции менее строги, приближаясь к традиц. музицированию. Распеваются солистом, чаще – группой певцов антифонно либо респонсорно (без инструментального сопровождения). Важную роль играет лит. компонент. Жанр К. использовали в своём творчестве мн. выдающиеся поэты Индии.
В некоторых регионах К. стали частью более сложных музыкально-поэтич. композиций. Так, в Тамилнаде начиная с 17 в. К. используются в составе драматич. представлений (также называемых К.), в которых воспеваются Шива и его приверженцы-бхакты; существуют подобные К., посвящённые Раме и др. божествам. Распространённые в Махараштре, К. в рамках традиции варкари представляют собой сложные произведения, состоящие из прозаич. и поэтич. частей. Прозаич. фрагменты, содержащие дидактич. рассуждения на разл. нравственно-филос. темы, сопровождаются песенно-поэтич. иллюстрациями в сопровождении муз. инструментов.