Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́РТА́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 48

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик, А. М. Дубянский

КИ́РТА́НА (санскр. kīrtana; букв. – рас­ска­зы­вать, по­вто­рять, вос­хва­лять), в Ин­дии пес­но­пе­ние, со­дер­жа­щее вос­хва­ле­ния име­ни (нам-К.), дос­то­инств или дея­ний (ли­ла-К.) ин­дуи­ст­ских бо­гов или свя­тых. Пред­по­ло­жи­тель­но жанр К. вос­хо­дит к буд­дий­ским пес­но­пе­ни­ям, од­на­ко его рас­цвет и рас­про­стра­не­ние свя­за­ны с име­нем виш­ну­ит­ско­го свя­то­го Чай­та­ньи (1-я треть 16 в.), ко­то­рый ввёл в ре­лиг. прак­ти­ку сан­кир­тан – мас­со­вое ше­ст­вие адеп­тов, со­про­во­ж­дае­мое экс­та­тич. пе­ни­ем и тан­ца­ми под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­нов и гон­гов. К. бы­ст­ро ста­ла од­ним из осн. гим­нич. жан­ров ре­лиг. те­че­ния бхак­ти, осо­бен­но в Бен­га­лии, Орис­се, Ас­са­ме. Ис­пол­не­ние и слу­ша­ние К. ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся как один из важ­ней­ших пу­тей дос­ти­же­ния мок­ши. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние К. по­лу­чи­ли в виш­ну­из­ме и криш­на­из­ме, так­же ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся, на­ря­ду с ти­по­ло­ги­че­ски близ­ки­ми им бенг. ре­лиг. пес­ня­ми бхад­жа­на, для вос­хва­ле­ния Ши­вы, Ка­ли и др. бо­жеств.

По со­дер­жа­тель­ной при­над­леж­но­сти тек­стов пес­но­пе­ния К. ана­ло­гич­ны кри­ти, од­на­ко в от­но­ше­нии муз. ком­по­зи­ции ме­нее стро­ги, при­бли­жа­ясь к тра­диц. му­зи­ци­ро­ва­нию. Рас­пе­ва­ют­ся со­лис­том, ча­ще – груп­пой пев­цов ан­ти­фон­но ли­бо рес­пон­сор­но (без ин­ст­ру­мен­таль­но­го со­про­во­ж­де­ния). Важ­ную роль иг­ра­ет лит. ком­по­нент. Жанр К. ис­поль­зо­ва­ли в сво­ём твор­че­ст­ве мн. вы­даю­щие­ся по­эты Ин­дии.

В не­ко­то­рых ре­гио­нах К. ста­ли ча­стью бо­лее слож­ных му­зы­каль­но-по­этич. ком­по­зи­ций. Так, в Та­мил­на­де на­чи­ная с 17 в. К. ис­поль­зу­ют­ся в со­ста­ве дра­ма­тич. пред­став­ле­ний (так­же на­зы­вае­мых К.), в ко­то­рых вос­пе­ва­ют­ся Ши­ва и его при­вер­жен­цы-бхак­ты; су­ще­ст­ву­ют по­доб­ные К., по­свя­щён­ные Ра­ме и др. бо­же­ст­вам. Рас­про­стра­нён­ные в Ма­ха­раш­тре, К. в рам­ках тра­ди­ции вар­ка­ри пред­став­ля­ют со­бой слож­ные про­из­ве­де­ния, со­стоя­щие из про­за­ич. и по­этич. час­тей. Про­за­ич. фраг­мен­ты, со­дер­жа­щие ди­дак­тич. рас­су­ж­де­ния на разл. нрав­ст­вен­но-фи­лос. те­мы, со­про­во­ж­да­ют­ся пе­сен­но-по­этич. ил­лю­ст­ра­ция­ми в со­про­во­ж­де­нии муз. ин­ст­ру­мен­тов.

Лит.: Де­ва Б. Ч. Ин­дий­ская му­зы­ка. М., 1980; Daniélou A. Südasien. Lpz., 1987 (Musikge­schichte in Bildern. Bd 1. Lfg 4).

Вернуться к началу