Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАЙТА́НЬЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 395

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧАЙТА́НЬЯ (бенг. – Чой­тон­но; наст. имя Виш­ваб­ха­ра) (ок. 1486, На­вад­вип, ны­не штат Бен­га­лия – 1533, Пу­ри, ны­не штат Орис­са), инд. ре­лиг. дея­тель, ре­фор­ма­тор куль­та Криш­ны и про­по­вед­ник криш­на­ит­ско­го бхак­ти. Ро­дил­ся в се­мье брах­ма­на. По­лу­чил тра­диц. об­ра­зо­ва­ние, же­нил­ся и за­ра­ба­ты­вал на жизнь пре­по­да­ва­ни­ем. По­сле па­лом­ни­че­ст­ва в г. Бодх-Гая (ны­не в шта­те Би­хар) и встре­чи с учи­те­лем Иш­ва­ра­пу­ри Ч. стал рев­но­ст­ным сто­рон­ни­ком куль­та Криш­ны и, вер­нув­шись в На­вад­вип, ос­но­вал криш­на­ит­скую об­щи­ну. Ок. 1510 уда­лил­ся от ми­ра и пе­ре­брал­ся в свя­щен­ный г. Пу­ри (ны­не в шта­те Орис­са), где при­нял обе­ты от­шель­ни­ка (сан­нь­я­си­на). Со­глас­но ле­ген­де, Ч. не умер, а слил­ся со ста­ту­ей Криш­ны в хра­ме Джа­ган­нат­ха и ду­хом воз­нёс­ся на не­бе­са. По­сле­до­ва­те­ли Ч. счи­та­ют его во­пло­ще­ни­ем (ава­та­рой) Криш­ны, и его культ су­ще­ст­ву­ет и по­ны­не.

С име­нем Ч. свя­за­но вве­де­ние в прак­ти­ку по­кло­не­ния Криш­не сан­кир­та­на (бенг. – сан­кир­тон) – со­вме­ст­но­го вос­пе­ва­ния име­ни бо­га, ис­пол­не­ния гим­нов и тан­це­валь­ные про­цес­сии адеп­тов. Он от­ри­цал кас­то­вое не­ра­вен­ст­во и при­ни­мал в об­щи­ну всех же­лаю­щих. Вы­сту­пал про­тив рас­про­стра­нён­ных в Бен­галии кро­ва­вых жерт­во­при­но­ше­ний. В про­ти­во­вес воз­зре­ни­ям ад­вай­та-ве­дан­ты Ч. учил, что без­лич­ную аб­со­лют­ную ре­аль­ность (Брах­ман) сле­ду­ет по­ни­мать как лич­но­го бо­га – Криш­ну. Он счи­тает­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком те­че­ния гау­дия-вайш­на­виз­ма (окон­ча­тель­но сло­жи­лось в Бен­га­лии в 18 в.), где осн. ак­цент де­ла­ет­ся на люб­ви Криш­ны и его воз­люб­лен­ной Рад­хи. Эта чув­ст­вен­ная лю­бовь ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся как мис­тич. вле­че­ние ду­ши адеп­та к Криш­не и как бо­же­ст­вен­ная иг­ра (ли­ла). Од­на­ко лю­бовь рас­смат­ри­ва­ет­ся как чис­тое, транс­цен­дент­ное чув­ст­во (пре­ма), про­ти­во­пос­тав­лен­ное обы­ден­ной зем­ной стра­сти (ка­ма), а экс­та­ти­че­ские пе­ре­жи­ва­ния ве­дут ду­шу к ос­во­бо­ж­де­нию. Из­ре­че­ния Ч. и его жиз­не­опи­са­ния, наи­бо­лее из­вест­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся кни­га Криш­на­до­са Ка­би­рад­жа (кон. 16 в.) «Чай­тань­я­ча­ри­там­ри­та» (Ам­ри­та жиз­не­опи­са­ния Ч.), ока­за­ли зна­чит. влия­ние на рас­про­стра­не­ние бхак­ти по все­му вост. ре­гио­ну Ин­дии и до­ны­не счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми тек­ста­ми криш­на­из­ма.

По­ла­га­ют, что Ч. воз­ро­дил культ Криш­ны в мес­тах, где он был раз­вит в древ­но­сти (Мат­ху­ра, ны­не штат Ут­тар-Пра­деш), и это при­ве­ло к бур­но­му рас­цве­ту криш­на­ит­ско­го бхак­ти. Боль­шую роль в этом сыг­ра­ли так­же по­сле­до­ва­те­ли Ч. – гос­ва­ми­ны. Наи­бо­лее из­вест­ный из них, Ру­па Гос­ва­мин (1493–1568), раз­ра­бо­тал тео­рию пси­хо­эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний адеп­та, ис­хо­дя из эс­те­тич. уче­ния о бха­ве и ра­се – осн. эмо­цио­наль­ных со­стоя­ни­ях че­ло­ве­ка и их про­яв­ле­ни­ях. Имя Ч. ста­ло сим­во­лом подъ­ё­ма бенг. криш­на­из­ма (час­то на­зы­вае­мо­го не­очай­та­низ­мом) в 19–20 вв., вы­зван­но­го дея­тель­но­стью Бхак­ти­ви­но­ды Тха­ку­ра (1838–1914). Про­дол­жа­те­лем де­ла Бха­ка­ви­но­ды стал Бхак­ти­ве­дан­та Сва­ми Праб­ху­па­да, ос­но­вав­ший в 1966 Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­во соз­на­ния Криш­ны.

Лит.: Фа­ли­ков Б. З. Не­оин­ду­изм и за­пад­ная куль­ту­ра. М., 1994; Ин­ду­изм. Джай­низм. Сик­хизм. Сло­варь. М., 1996; Три ве­ли­ких ска­за­ния древ­ней Ин­дии. М., 2002; Ват­ман С. В. Бен­галь­ский вайш­на­визм. СПб., 2005.

Вернуться к началу