ЧАЙТА́НЬЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧАЙТА́НЬЯ (бенг. – Чойтонно; наст. имя Вишвабхара) (ок. 1486, Навадвип, ныне штат Бенгалия – 1533, Пури, ныне штат Орисса), инд. религ. деятель, реформатор культа Кришны и проповедник кришнаитского бхакти. Родился в семье брахмана. Получил традиц. образование, женился и зарабатывал на жизнь преподаванием. После паломничества в г. Бодх-Гая (ныне в штате Бихар) и встречи с учителем Ишварапури Ч. стал ревностным сторонником культа Кришны и, вернувшись в Навадвип, основал кришнаитскую общину. Ок. 1510 удалился от мира и перебрался в священный г. Пури (ныне в штате Орисса), где принял обеты отшельника (санньясина). Согласно легенде, Ч. не умер, а слился со статуей Кришны в храме Джаганнатха и духом вознёсся на небеса. Последователи Ч. считают его воплощением (аватарой) Кришны, и его культ существует и поныне.
С именем Ч. связано введение в практику поклонения Кришне санкиртана (бенг. – санкиртон) – совместного воспевания имени бога, исполнения гимнов и танцевальные процессии адептов. Он отрицал кастовое неравенство и принимал в общину всех желающих. Выступал против распространённых в Бенгалии кровавых жертвоприношений. В противовес воззрениям адвайта-веданты Ч. учил, что безличную абсолютную реальность (Брахман) следует понимать как личного бога – Кришну. Он считается основоположником течения гаудия-вайшнавизма (окончательно сложилось в Бенгалии в 18 в.), где осн. акцент делается на любви Кришны и его возлюбленной Радхи. Эта чувственная любовь интерпретируется как мистич. влечение души адепта к Кришне и как божественная игра (лила). Однако любовь рассматривается как чистое, трансцендентное чувство (према), противопоставленное обыденной земной страсти (кама), а экстатические переживания ведут душу к освобождению. Изречения Ч. и его жизнеописания, наиболее известным из которых является книга Кришнадоса Кабираджа (кон. 16 в.) «Чайтаньячаритамрита» (Амрита жизнеописания Ч.), оказали значит. влияние на распространение бхакти по всему вост. региону Индии и доныне считаются священными текстами кришнаизма.
Полагают, что Ч. возродил культ Кришны в местах, где он был развит в древности (Матхура, ныне штат Уттар-Прадеш), и это привело к бурному расцвету кришнаитского бхакти. Большую роль в этом сыграли также последователи Ч. – госвамины. Наиболее известный из них, Рупа Госвамин (1493–1568), разработал теорию психоэмоциональных состояний адепта, исходя из эстетич. учения о бхаве и расе – осн. эмоциональных состояниях человека и их проявлениях. Имя Ч. стало символом подъёма бенг. кришнаизма (часто называемого неочайтанизмом) в 19–20 вв., вызванного деятельностью Бхактивиноды Тхакура (1838–1914). Продолжателем дела Бхакавиноды стал Бхактиведанта Свами Прабхупада, основавший в 1966 Международное общество сознания Кришны.