Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИ́ШНА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 74

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский
Кришна Венугопал. Средневековая бронзовая скульптура. Южная Индия.

КРИ́ШНА (санскр. Kṛṣṇa, букв. – чёр­ный), в ин­ду­из­ме один из глав­ных бо­гов, культ ко­то­ро­го – криш­на­изм – со­ста­вил ветвь ин­ду­из­ма и на­шёл ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. К. счи­та­ет­ся во­пло­ще­ни­ем (ава­та­рой) Виш­ну, вме­сте с тем его об­раз име­ет са­мо­стоя­тель­ные древ­ние кор­ни. По­ла­га­ют, что про­то­ти­пом это­го об­раза мог­ло быть ис­то­рич. ли­цо, впо­след­ст­вии скры­тое ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жем, про­цесс ста­нов­ле­ния ко­то­ро­го был дли­тель­ным и слож­ным. Наи­бо­лее ран­нее упо­ми­на­ние К. встре­ча­ет­ся в «Чхан­до­гья-упа­ни­ша­де» (III. 17. 6), где он на­зван уче­ни­ком муд­ре­ца Гхо­ры Ан­ги­ра­сы и сы­ном Дэ­ва­ки. Раз­вёр­ну­тый об­раз К. яв­лен в «Ма­хаб­ха­ра­те»; здесь он вы­сту­па­ет как эпич. ге­рой, царь пас­ту­ше­ско­го пле­ме­ни яда­вов, друг и на­став­ник вои­нов-брать­ев Пан­да­вов. В ка­че­ст­ве бо­же­ст­вен­но­го пер­со­на­жа с пол­ной оп­ре­де­лён­но­стью К. пред­став­лен в «Бха­га­вад­ги­те», где он го­во­рит о се­бе как о выс­шем кос­мич. на­ча­ле, оли­це­тво­ряю­щем Брах­ма­на-Ат­ма­на (см. Ат­манБрахман), и вме­сте с тем во­пло­ща­ет ар­ха­ич. об­раз страш­но­го, не­умо­ли­мо­го и все­по­гло­щаю­ще­го вре­ме­ни. В ус­та К. вкла­ды­ва­ет­ся пер­вая про­по­ведь бхак­ти, са­мо­заб­вен­ной люб­ви к лич­но­му бо­гу, в дан­ном слу­чае – к са­мо­му Криш­не.

Один из ис­точ­ни­ков об­раза К. – древ­ний культ пя­ти брать­ев-ге­ро­ев, ко­то­рым по­кло­ня­лись пас­ту­ше­ские пле­ме­на вриш­ни­ев. Стар­ший из брать­ев, Ва­су­дэ­ва, имел про­зви­ще К. и по­чи­тал­ся как пле­мен­ной царь. С те­че­ни­ем вре­ме­ни он об­рёл бо­же­ст­вен­ный ста­тус и имя Бха­га­ват, или Бха­га­ван («По­да­тель благ»); его культ, бха­га­ва­тизм, ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся в 6–5 вв. до н. э. на се­ве­ро-за­па­де и вос­то­ке Ин­дии, осо­бен­но в рай­оне Мат­ху­ры. Ве­ро­ят­но, в этот пе­ри­од поя­ви­лась фи­гу­ра К., за­мес­тив­ше­го сре­ди брать­ев Ва­су­дэ­ву. Ми­фо­ло­гия за­кре­пи­ла их бли­зость, сде­лав К. сы­ном Ва­су­дэ­вы. С К. сбли­жа­ют­ся так­же его стар­ший брат Ба­ла­дэ­ва (Ба­ла­ра­ма), во­пло­ще­ние древ­не­го бо­же­ст­ва пло­до­ро­дия Сан­кар­ша­ны, свя­зан­но­го с куль­том змей, и се­ст­ра брать­ев Эка­нам­ша, так­же по­чи­тав­шая­ся как бо­ги­ня, в даль­ней­шем – как се­ст­ра К. Суб­хад­ра.

Ещё один ис­точ­ник раз­ви­тия об­раза К. свя­зан с ар­ха­ич. куль­та­ми пло­до­ро­дия. Чёр­ный (точ­нее, тём­но-си­ний) цвет те­ла К. ука­зы­ва­ет на его ме­ст­ное (дра­ви­дий­ское) про­ис­хо­ж­де­ние и, воз­мож­но, на из­на­чаль­но де­мо­ни­че­скую при­ро­ду, ко­то­рая в раз­ви­том криш­на­из­ме пре­одо­ле­ва­ет­ся, но по­рой про­сту­па­ет в де­та­лях, напр. в даль­нем род­ст­ве К. с асу­рой Кан­сой (не­слу­чай­но и то, что в буд­дизме имя К. но­сит де­мо­ни­че­ский враг Буд­ды). Од­на­ко в эпо­се и пу­ра­нах тём­ный цвет К. объ­яс­ня­ет­ся тем, что он рож­дён от чёр­но­го во­ло­са Виш­ну (а его брат Ба­ла­ра­ма – от бе­ло­го). Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что в древ­но­сти К. по­чи­тал­ся как як­ша (по­лу­де­мо­ни­че­ское су­ще­ст­во) – дух гор, кам­ней, рас­те­ний и вод. От­сю­да про­ис­хо­дит связь К. с го­рой Го­вард­ха­на, р. Яму­на (Джам­на) и с ка­лен­дар­ным «тём­ным» се­зо­ном до­ж­дей. Для куль­та К. важ­ны его ипо­ста­си бо­га-мла­ден­ца, бо­га-юно­ши, вос­хо­дя­щие к древ­ним дра­ви­дий­ским ве­ро­ва­ни­ям, но прак­ти­че­ски не­из­вест­ные эпо­су. Эти фраг­мен­ты криш­на­ит­ско­го ми­фа оформ­ля­ют­ся срав­ни­тель­но позд­но на юге Ин­дии. Они от­ра­же­ны в скульп­ту­рах 6–7 вв. н. э. в Кар­на­та­ке и в по­эзии та­миль­ских виш­ну­ит­ских по­этов (аль­ва­ров).

Имею­щие раз­ное про­ис­хо­ж­де­ние эпи­зо­ды жиз­ни К., со­б­ран­ные вме­сте, об­ра­зо­ва­ли его жиз­не­опи­са­ние, со­ста­вив­шее криш­на­ит­ский ми­фо­ло­гич. ка­нон, пред­став­лен­ный в до­пол­нит. кни­ге «Ма­хаб­ха­ра­ты» – «Ха­ри­вам­ше», в «Виш­ну-пу­ра­не» и осо­бен­но в «Бха­га­ва­та-пу­ра­не» (при­бли­зи­тель­но 9–10 вв.), ко­то­рая, на­ря­ду с «Бха­га­вад­ги­той», счи­та­ет­ся осн. свя­щен­ным тек­стом криш­на­из­ма. Жиз­ни и дея­ни­ям К. по­свя­ще­на 10-я гла­ва этой пу­ра­ны. Ис­то­рия К. на­чи­на­ет­ся с то­го, что де­мо­ни­че­ско­му ца­рю пле­ме­ни яда­вов Кан­се, пра­вив­ше­му в Мат­ху­ре, бы­ла пред­ска­за­на ги­бель от вось­мо­го сы­на его двою­род­ной се­ст­ры Дэ­ва­ки. Кан­са уби­ва­ет шес­те­рых её де­тей, но сле­дую­щих, Ба­ла­ра­му и К., уда­ёт­ся спа­сти. Ва­су­дэ­ва, отец К., тай­ком пе­ре­прав­ля­ет их в Го­куль, в пас­ту­ше­ское се­ле­ние в ме­ст­но­сти Брадж у р. Яму­на, где они ста­но­вят­ся при­ём­ны­ми деть­ми ме­ст­но­го ца­ря Нан­ды и его же­ны Яшо­ды. С мла­ден­че­ских лет К. про­яв­ля­ет чу­дес­ную си­лу и спа­са­ет пас­ту­хов от раз­лич­ных бед, в т. ч. от де­мо­нов-асу­ров, ко­то­рых под раз­ны­ми ли­чи­на­ми по­сы­ла­ет Кан­са. По­все­днев­ная жизнь К. на­пол­не­на ша­ло­стя­ми, лю­бов­ны­ми за­ба­ва­ми и иг­ра­ми с пас­туш­ка­ми (го­пи). Он иг­ра­ет для них на флей­те, тан­цу­ет, во­дит с ни­ми хо­ро­во­ды. Важ­ней­ший эпи­зод ми­фа – экс­та­тич. ноч­ной та­нец К. с пас­туш­ка­ми на бе­ре­гу Яму­ны. Тан­цуя, К. мно­го­крат­но по­ро­ж­да­ет свой об­раз, так что ка­ж­дая из пас­ту­шек по­лу­ча­ет его вни­ма­ние и лю­бовь. Но истин­ной его при­вя­зан­но­сти удо­стаи­ва­ет­ся од­на – Рад­ха. Од­на­ко же­ной К. ста­но­вит­ся Рук­ми­ни, дочь ца­ря Ви­дарб­хи. Это про­ис­хо­дит уже по­сле то­го, как К. по­бе­ж­да­ет Кан­су и воз­вра­ща­ет на трон от­ца Кан­сы, за­кон­но­го ца­ря Мат­ху­ры. В даль­ней­шем К. ста­но­вит­ся ца­рём в Два­ра­ке, но­вой сто­ли­це пле­ме­ни яда­вов, и при­ни­ма­ет уча­стие в со­бы­ти­ях, опи­сан­ных в «Ма­хаб­ха­ра­те». Цар­ст­во яда­вов по­гиба­ет в ре­зуль­та­те рас­при. Са­мо­го К. слу­чай­но уби­ва­ет охот­ник, при­няв его за оле­ня.

Лю­бов­ная те­ма криш­на­ит­ско­го ми­фа на­хо­дит ре­лиг.-фи­лос. тол­ко­ва­ние: тя­га пас­ту­шек к К. сим­во­ли­зи­ру­ет вле­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши к бо­гу. По­это­му эпи­зо­ды ми­фа, свя­зан­ные с дет­ст­вом и юно­ше­ст­вом К., ис­клю­чи­тель­но по­пу­ляр­ны в Ин­дии, они рас­смат­ри­ва­ют­ся как воз­мож­ность для по­сле­до­ва­те­лей криш­на­из­ма про­явить свою лю­бовь к бо­гу (бхак­ти). Ото­жде­ст­в­ляя се­бя с раз­ны­ми ге­роя­ми ми­фа, ве­рую­щие вос­тор­га­ют­ся К. как ша­лов­ли­вым маль­чиш­кой, сы­ном, бра­том, дру­гом, лю­бов­ни­ком. Взаи­мо­от­но­ше­ния К. и Рад­хи со­став­ля­ют од­ну из са­мых рас­про­стра­нён­ных тем инд. по­эзии, му­зы­ки, жи­во­пи­си, скульп­ту­ры. На ос­но­ве эпи­зо­да игр К. с пас­туш­ка­ми раз­ви­ва­ет­ся Криш­на­ли­ла (или рас­ли­ла) – мис­те­ри­аль­ная на­род­ная дра­ма Сев. Ин­дии.

Чер­ты об­раза К. на­хо­дят мно­го­числ. па­рал­ле­ли в ми­ро­вой куль­ту­ре. Мн. на­ро­дам из­вест­ны ска­за­ния о ре­бён­ке-под­ки­ды­ше, о мла­ден­це-бо­га­ты­ре, о хит­ро­ум­ных про­каз­ни­ках, трик­сте­рах, с ко­то­ры­ми К. име­ет мно­го об­ще­го. В то же вре­мя К. – эпич. ге­рой, де­мо­но­бо­рец, лю­би­мый на­ро­дом муд­рый пра­ви­тель.

Лит. см. при ст. Криш­на­изм.

Вернуться к началу