КРИ́ШНА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИ́ШНА (санскр. Kṛṣṇa, букв. – чёрный), в индуизме один из главных богов, культ которого – кришнаизм – составил ветвь индуизма и нашёл широкое распространение. К. считается воплощением (аватарой) Вишну, вместе с тем его образ имеет самостоятельные древние корни. Полагают, что прототипом этого образа могло быть историч. лицо, впоследствии скрытое мифологич. персонажем, процесс становления которого был длительным и сложным. Наиболее раннее упоминание К. встречается в «Чхандогья-упанишаде» (III. 17. 6), где он назван учеником мудреца Гхоры Ангирасы и сыном Дэваки. Развёрнутый образ К. явлен в «Махабхарате»; здесь он выступает как эпич. герой, царь пастушеского племени ядавов, друг и наставник воинов-братьев Пандавов. В качестве божественного персонажа с полной определённостью К. представлен в «Бхагавадгите», где он говорит о себе как о высшем космич. начале, олицетворяющем Брахмана-Атмана (см. Атман, Брахман), и вместе с тем воплощает архаич. образ страшного, неумолимого и всепоглощающего времени. В уста К. вкладывается первая проповедь бхакти, самозабвенной любви к личному богу, в данном случае – к самому Кришне.
Один из источников образа К. – древний культ пяти братьев-героев, которым поклонялись пастушеские племена вришниев. Старший из братьев, Васудэва, имел прозвище К. и почитался как племенной царь. С течением времени он обрёл божественный статус и имя Бхагават, или Бхагаван («Податель благ»); его культ, бхагаватизм, широко распространился в 6–5 вв. до н. э. на северо-западе и востоке Индии, особенно в районе Матхуры. Вероятно, в этот период появилась фигура К., заместившего среди братьев Васудэву. Мифология закрепила их близость, сделав К. сыном Васудэвы. С К. сближаются также его старший брат Баладэва (Баларама), воплощение древнего божества плодородия Санкаршаны, связанного с культом змей, и сестра братьев Эканамша, также почитавшаяся как богиня, в дальнейшем – как сестра К. Субхадра.
Ещё один источник развития образа К. связан с архаич. культами плодородия. Чёрный (точнее, тёмно-синий) цвет тела К. указывает на его местное (дравидийское) происхождение и, возможно, на изначально демоническую природу, которая в развитом кришнаизме преодолевается, но порой проступает в деталях, напр. в дальнем родстве К. с асурой Кансой (неслучайно и то, что в буддизме имя К. носит демонический враг Будды). Однако в эпосе и пуранах тёмный цвет К. объясняется тем, что он рождён от чёрного волоса Вишну (а его брат Баларама – от белого). Есть основания полагать, что в древности К. почитался как якша (полудемоническое существо) – дух гор, камней, растений и вод. Отсюда происходит связь К. с горой Говардхана, р. Ямуна (Джамна) и с календарным «тёмным» сезоном дождей. Для культа К. важны его ипостаси бога-младенца, бога-юноши, восходящие к древним дравидийским верованиям, но практически неизвестные эпосу. Эти фрагменты кришнаитского мифа оформляются сравнительно поздно на юге Индии. Они отражены в скульптурах 6–7 вв. н. э. в Карнатаке и в поэзии тамильских вишнуитских поэтов (альваров).
Имеющие разное происхождение эпизоды жизни К., собранные вместе, образовали его жизнеописание, составившее кришнаитский мифологич. канон, представленный в дополнит. книге «Махабхараты» – «Харивамше», в «Вишну-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране» (приблизительно 9–10 вв.), которая, наряду с «Бхагавадгитой», считается осн. священным текстом кришнаизма. Жизни и деяниям К. посвящена 10-я глава этой пураны. История К. начинается с того, что демоническому царю племени ядавов Кансе, правившему в Матхуре, была предсказана гибель от восьмого сына его двоюродной сестры Дэваки. Канса убивает шестерых её детей, но следующих, Балараму и К., удаётся спасти. Васудэва, отец К., тайком переправляет их в Гокуль, в пастушеское селение в местности Брадж у р. Ямуна, где они становятся приёмными детьми местного царя Нанды и его жены Яшоды. С младенческих лет К. проявляет чудесную силу и спасает пастухов от различных бед, в т. ч. от демонов-асуров, которых под разными личинами посылает Канса. Повседневная жизнь К. наполнена шалостями, любовными забавами и играми с пастушками (гопи). Он играет для них на флейте, танцует, водит с ними хороводы. Важнейший эпизод мифа – экстатич. ночной танец К. с пастушками на берегу Ямуны. Танцуя, К. многократно порождает свой образ, так что каждая из пастушек получает его внимание и любовь. Но истинной его привязанности удостаивается одна – Радха. Однако женой К. становится Рукмини, дочь царя Видарбхи. Это происходит уже после того, как К. побеждает Кансу и возвращает на трон отца Кансы, законного царя Матхуры. В дальнейшем К. становится царём в Двараке, новой столице племени ядавов, и принимает участие в событиях, описанных в «Махабхарате». Царство ядавов погибает в результате распри. Самого К. случайно убивает охотник, приняв его за оленя.
Любовная тема кришнаитского мифа находит религ.-филос. толкование: тяга пастушек к К. символизирует влечение индивидуальной души к богу. Поэтому эпизоды мифа, связанные с детством и юношеством К., исключительно популярны в Индии, они рассматриваются как возможность для последователей кришнаизма проявить свою любовь к богу (бхакти). Отождествляя себя с разными героями мифа, верующие восторгаются К. как шаловливым мальчишкой, сыном, братом, другом, любовником. Взаимоотношения К. и Радхи составляют одну из самых распространённых тем инд. поэзии, музыки, живописи, скульптуры. На основе эпизода игр К. с пастушками развивается Кришналила (или раслила) – мистериальная народная драма Сев. Индии.
Черты образа К. находят многочисл. параллели в мировой культуре. Мн. народам известны сказания о ребёнке-подкидыше, о младенце-богатыре, о хитроумных проказниках, трикстерах, с которыми К. имеет много общего. В то же время К. – эпич. герой, демоноборец, любимый народом мудрый правитель.