Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́МА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

КА́МА (санскр. kāma), тер­мин инд. мыс­ли, обо­зна­чаю­щий чувств. же­ла­ние или чувств. на­сла­ж­де­ние. В ин­ду­из­ме удов­ле­тво­ре­ние чувств. же­ла­ний как од­на из це­лей, а зна­чит, и цен­но­стей че­ло­ве­ка (на­ря­ду с арт­хой, дхар­мой и мок­шей) за­ни­ма­ет са­мое низ­кое по­ло­же­ние в ие­рар­хии це­лей че­ло­ве­ка (пу­ру­ша-арт­ха), т. е. при лю­бом их кон­флик­те имен­но ею и сле­ду­ет жерт­во­вать (ес­ли воз­ни­ка­ет вы­бор ме­ж­ду чувств. при­вя­зан­но­стью и стрем­ле­ни­ем по­лу­чать эко­но­мич. вы­го­ду, по­след­нее пред­поч­ти­тель­нее). Сре­ди всех др. це­лей К. – са­мая ин­ди­ви­дуали­сти­че­ская, она ка­са­ет­ся наи­бо­лее ин­тим­ной сфе­ры жиз­ни че­ло­ве­ка, но и в ней (как и в др. сфе­рах) инд. куль­ту­ра пред­ла­га­ет ка­ж­до­му ин­ди­ви­ду сис­те­му об­раз­цов воз­мож­но­го по­ве­де­ния. Из со­чи­не­ний, по­свя­щён­ных это­му спец. жан­ру инд. лит-ры, наи­бо­лее из­вест­на «Ка­ма-сут­ра» Ват­сь­яя­ны Мал­ла­на­ги (ок. 4–6 вв.), по пре­да­нию, брах­ма­на, ас­ке­та, со­блю­дав­ше­го без­бра­чие. В сфе­ре К. (и толь­ко в ней) жен­щи­на вы­сту­па­ет рав­но­прав­ным парт­нё­ром муж­чи­ны: она не толь­ко при­но­сит на­сла­ж­де­ние, но и са­ма его по­лу­ча­ет. При этом К. пред­ста­ёт наи­важ­ней­шей дхар­мой (дол­гом, доб­ро­де­те­лью) жен­щи­ны, от­тес­няя на вто­рой план её роль ма­те­ри.

Во всех инд. ре­ли­ги­ях К. рас­смат­ри­ва­ет­ся как од­но из са­мых труд­но­пре­одо­ли­мых пре­пят­ст­вий на пу­ти ду­хов­но­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния, ко­то­рое мо­жет све­сти на нет да­же са­мые боль­шие ду­хов­ные дос­ти­же­ния (инд. лит-ра изо­би­лу­ет рас­ска­за­ми о ве­ли­ких под­виж­ни­ках, бес­слав­но под­дав­ших­ся на ис­ку­ше­ние оча­ро­ва­тель­ных нимф, по­слан­ных ис­пу­гав­ши­ми­ся со­пер­ни­че­ст­ва бо­га­ми).

В буд­диз­ме К. на­ря­ду с гне­вом и ту­по­стью – один из глав­ных «кор­ней зла» в этом ми­ре, ко­то­рый есть мир К. (ка­ма-ло­ка). Все на­се­ляю­щие его су­ще­ст­ва – лю­ди, жи­вот­ные, ду­хи пред­ков (пре­ты) и низ­шие бо­ги – ис­пы­ты­ва­ют же­лания и от­то­го по­сто­ян­но стра­да­ют и под­вер­га­ют­ся бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту ро­ж­де­ний и смер­тей (сан­са­ра). Од­на­ко в тан­триз­ме К. и её эмо­цио­наль­но ост­рое про­яв­ле­ние ра­га (страсть) на­де­ля­ют­ся спо­соб­но­стью при­вес­ти че­ло­ве­ка к ос­во­бо­ж­де­нию (см. так­же Бхак­ти). Наи­бо­лее из­вест­ные эро­тич. со­чи­не­ния – «Ра­ти­ра­ха­сья» («Тай­на лю­бов­ной стра­сти») Кок­ко­ки (12–13 вв.), «Анан­га­ран­га» («Аре­на бо­га люб­ви») Каль­я­на­мал­лы (15 в.).

Лит.: Fišer I. Indian erotics of the oldest period. Praha, 1966; De S. K. Treatment of love in Sanskrit literature. New Delhi, 1983; Leslie I. J. The perfect wife: the orthodox Hindu woman according to the Stridharmapaddhati of Tryam­ba­kayajvan. N. Y., 1989; Divine passions: the social construction of emotion in India / Ed. by O. M. Lynch. Berk., 1990; Мал­ла­на­га Ват­сь­яя­на. Ка­ма­сут­ра / Пер., вступ. ст. и ком­мент. А. Я. Сыр­ки­на. СПб.; М., 2000; Meyer J. J. Sexual life in ancient India. L.; N. Y., 2003.

Вернуться к началу