КА́МА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́МА (санскр. kāma), термин инд. мысли, обозначающий чувств. желание или чувств. наслаждение. В индуизме удовлетворение чувств. желаний как одна из целей, а значит, и ценностей человека (наряду с артхой, дхармой и мокшей) занимает самое низкое положение в иерархии целей человека (пуруша-артха), т. е. при любом их конфликте именно ею и следует жертвовать (если возникает выбор между чувств. привязанностью и стремлением получать экономич. выгоду, последнее предпочтительнее). Среди всех др. целей К. – самая индивидуалистическая, она касается наиболее интимной сферы жизни человека, но и в ней (как и в др. сферах) инд. культура предлагает каждому индивиду систему образцов возможного поведения. Из сочинений, посвящённых этому спец. жанру инд. лит-ры, наиболее известна «Кама-сутра» Ватсьяяны Малланаги (ок. 4–6 вв.), по преданию, брахмана, аскета, соблюдавшего безбрачие. В сфере К. (и только в ней) женщина выступает равноправным партнёром мужчины: она не только приносит наслаждение, но и сама его получает. При этом К. предстаёт наиважнейшей дхармой (долгом, добродетелью) женщины, оттесняя на второй план её роль матери.
Во всех инд. религиях К. рассматривается как одно из самых труднопреодолимых препятствий на пути духовного самосовершенствования, которое может свести на нет даже самые большие духовные достижения (инд. лит-ра изобилует рассказами о великих подвижниках, бесславно поддавшихся на искушение очаровательных нимф, посланных испугавшимися соперничества богами).
В буддизме К. наряду с гневом и тупостью – один из главных «корней зла» в этом мире, который есть мир К. (кама-лока). Все населяющие его существа – люди, животные, духи предков (преты) и низшие боги – испытывают желания и оттого постоянно страдают и подвергаются бесконечному круговороту рождений и смертей (сансара). Однако в тантризме К. и её эмоционально острое проявление рага (страсть) наделяются способностью привести человека к освобождению (см. также Бхакти). Наиболее известные эротич. сочинения – «Ратирахасья» («Тайна любовной страсти») Коккоки (12–13 вв.), «Анангаранга» («Арена бога любви») Кальянамаллы (15 в.).