Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИ́ТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик

КРИ́ТИ (санскр. «тво­ре­ние», «то, что со­зда­но»), фор­ма (жанр) юж.-инд. во­каль­ной му­зы­ки (кар­нат­ская тра­ди­ция). От­но­сит­ся к ка­те­го­рии клас­сич. му­зы­ки, ком­по­зи­ции ос­но­ва­ны на сис­те­мах ра­га и та­ла. По со­дер­жа­тель­ной при­над­леж­но­сти тек­стов близ­ка кир­та­не (т. н. пес­ни бла­го­чес­тия, свя­зан­ные с на­прав­ле­ни­ем бхак­ти, на язы­ках те­лу­гу, та­миль­ском, кан­на­да, сан­ск­ри­те). Пес­но­пе­ния К. рас­пе­ва­ют­ся со­лис­том и/или груп­пой пев­цов ан­ти­фон­но ли­бо рес­пон­сор­но в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (двух­сто­рон­ний ба­ра­бан мри­данг, струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент тан­пу­ра, инд. скрип­ка). Ком­по­зи­ция со­сто­ит из 3 час­тей – пал­ла­ви, ану­пал­ла­ви и ча­ра­нам (не­ред­ко вклю­ча­ет и раз­вёр­ну­тый не­мет­ри­зо­ван­ный раз­дел без тек­ста – ала­па­нам), ка­ж­дая из них со­дер­жит ак­тив­ное муз. раз­вёр­ты­ва­ние (ме­ло­ди­чес­кие ва­риа­ции «сан­га­ти», ра­го­вую раз­ра­бот­ку «не­ра­вал» и др.). Ста­рей­шие об­раз­цы К. при­над­ле­жат му­зы­кан­ту и по­эту Ан­на­ма­ча­рье (15 в.; со­хра­ни­лись на мед­ных таб­ли­цах в хра­ме Вен­ка­теш­ва­ры в г. Ти­ру­па­ти). Клас­сич. об­раз­цы – в твор­че­ст­ве пред­ста­ви­те­лей т. н. кар­нат­ской трои­цы – Шья­мы Ша­ст­ри, Тья­га­рад­жи и Мут­тус­ва­ми Дик­ши­та­ра (кон. 18 – 1-я пол. 19 вв.). К. по­ны­не вхо­дят в ре­пер­ту­ар юж.-инд. пев­цов.

Лит.: Де­ва Б. Ч. Ин­дий­ская му­зы­ка. М., 1980; Daniélou A. Südasien. Lpz., 1987 (Musik­ge­schichte in Bildern. Bd 1. Lfg 4); Чер­ка­со­ва Н. Л. Ра­га и ее ме­сто в ин­дий­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ре. М., 1993.

Вернуться к началу