Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ГА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 122

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик

РА́ГА (санскр., хин­ди – ок­ра­ска, тон, страсть и др.), осн. по­ня­тие в ин­дий­ской клас­сич. му­зы­ке, ба­зо­вое для муз. куль­ту­ры Юж. Азии. Объ­е­ди­ня­ет ком­плекс зна­че­ний: прин­цип му­зи­ци­ро­ва­ния; ме­то­ды раз­вёр­ты­ва­ния зву­ко­во­го ма­те­риа­ла; за­ко­но­мер­но­сти по­строе­ния муз. ком­по­зи­ции; круп­ная во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная или ин­ст­ру­мен­таль­ная фор­ма, ос­но­ван­ная на по­сле­до­ва­тель­ной сме­не раз­де­лов, объ­е­ди­няе­мых еди­ным сво­дом пра­вил; кон­крет­ный лад и др. Су­щест­ву­ет в 2 ре­гио­наль­ных тра­ди­ци­ях: се­ве­ро­ин­дий­ской – хин­ду­ста­ни и юж­но­ин­дий­ской – кар­на­та­ка. Оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия Р. впер­вые да­но в трак­та­те Ма­тан­ги «Бри­хад­де­ши» (ок. 5–7 вв.), в даль­ней­шем об­су­ж­да­лось в трак­та­тах, где со­дер­жат­ся так­же разл. клас­си­фи­ка­ции Р. Тео­ре­тич. раз­ра­бо­тан­ность Р. как «учё­ной» му­зы­ки (ра­гдар) от­ли­ча­ет её от тра­диц. му­зы­ки ре­гио­на, не опи­раю­щей­ся на слож­ные пра­ви­ла. Р. на­хо­дит во­пло­ще­ние в разл. во­каль­ных и ин­ст­ру­мен­таль­ных жан­рах/фор­мах сев.-инд. (дхру­пад, кхай­яль, тхум­ри) и юж.-инд. (кри­ти, кир­та­на) му­зы­ки; кро­ме чис­то­го му­зи­ци­ро­ва­ния, она ох­ва­ты­ва­ет разл. об­лас­ти муз. те­ат­ра и тан­ца.

Этич. ос­но­ва Р. – фе­но­мен на­да, трак­туе­мый как ме­та­фи­зич., уни­вер­саль­ная по­тен­ция зву­ча­ния. Эс­те­тич. ком­по­нент опи­ра­ет­ся на кон­цеп­цию ра­са, под­ра­зу­ме­ваю­щую на­ли­чие эмо­цио­наль­но-эс­те­тич. кон­но­та­ций ка­ж­до­го из эле­мен­тов Р. Кос­мо­ло­гич. ас­пект пред­став­лен т. н. тео­ри­ей вре­мен­нóй со­от­не­сён­но­сти, оп­ре­де­ляю­щей со­от­вет­ст­вие разл. раг вре­ме­ни су­ток (стха­на) и имею­щей зна­че­ние гл. обр. в му­зы­ке хин­ду­ста­ни. Назв. той или иной Р. ко­ди­фи­ци­ру­ет весь зву­ко­вой ком­плекс Р.: вы­бор зву­ко­ря­да, на­ли­чие ха­рак­тер­ных ме­ло­ди­чес­ких обо­ро­тов (па­кар, па­кад), оп­ре­де­лён­ных то­нов в вос­хо­дя­щем (аро­ха) или нис­хо­дя­щем (ава­ро­ха) дви­же­нии, вы­бор ла­до­вых ус­то­ев и их со­под­чи­не­ние, струк­ту­ру ла­до­ме­ло­ди­чес­ко­го раз­вёр­ты­ва­ния и т. д. Разл. ра­ги по­лу­чи­ли жи­во­пис­ное во­пло­ще­ние в ми­ниа­тю­рах ра­га­ма­ла. (См. Ин­дия, раз­дел Му­зы­ка и ил­лю­ст­ра­ции к не­му.)

Ра­го­вая ком­по­зи­ция реа­ли­зу­ет­ся во взаи­мо­дей­ст­вии двух осн. прин­ци­пов: ра­га (ла­до­вое раз­вёр­ты­ва­ние) и та­ла (вре­мен­на́я ор­га­ни­за­ция). Ла­до­вое раз­вёр­ты­ва­ние ос­но­вы­ва­ет­ся на со­под­чи­не­нии зву­ко­ряд­ных то­нов/сту­пе­ней (сва­ра), во­круг ко­то­рых ор­га­ни­зо­ва­ны мик­ро­ин­тер­ва­лы (шру­ти), не уча­ст­вую­щие в ла­до­вом раз­вёр­ты­ва­нии, но за­ви­си­мые от дан­но­го ла­да. Зву­ко­ряд­ные мо­де­ли (тха­та и ме­ла, со­от­вет­ст­вен­но в тра­ди­ци­ях хин­ду­ста­ни и кар­на­та­ка) яв­ля­ют­ся ос­но­вой для ла­дов/мо­ду­сов (раз­ли­чают­ся ла­до­вые функ­ции сту­пе­ней: ва­ди, ану­ва­ди, сам­ва­ди, ви­ва­ди), а так­же для об­ра­зо­ва­ния ста­биль­ных му­зы­каль­но-сло­вес­ных струк­тур (бан­диш) и осо­бо­го ро­да ук­ра­ше­ний-«гир­лянд» (тан), уча­ст­вую­щих в раз­вёр­ты­ва­нии ла­да.

Со­став ис­пол­ни­те­лей мо­жет зна­чи­тель­но варь­и­ро­вать в за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на, ме­ст­ной тра­ди­ции, ви­да (ти­па) му­зы­ки, од­на­ко не­пре­мен­ны­ми его уча­ст­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся: со­ли­рую­щий го­лос или ин­ст­ру­мент (один или два: си­тар, са­род, са­ран­ги, флей­та бан­су­ри, языч­ко­вый ше­наи); ин­ст­ру­мент, под­дер­жи­ваю­щий зву­ко­ряд дан­ной ра­го­вой ком­по­зи­ции (струн­ные щип­ко­вые тан­пу­ра, сва­ра­ман­дал и др.), а так­же рит­ми­че­ский ин­ст­ру­мент, в пар­тии ко­то­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся та или иная мо­дель та­ла (мем­бра­но­фо­ны таб­ла, мри­данг, пак­ха­вадж).

Лит.: Kaufmann W. The Ragas of North India. Bloomington, 1968; Мо­ро­зо­ва Т. Б. Ра­га в му­зы­ке хин­ду­ста­ни: Со­вре­мен­ный пе­ри­од. М., 2003; Gangoly O. C. Ragas and Raginis: A pic­torial and iconographic study of Indian musical modes based on original sources. New Delhi, 2004. Vol. 1; Го­ро­хо­вик Е. М. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Ин­дии. Минск, 2005.

Вернуться к началу