РА́ГА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́ГА (санскр., хинди – окраска, тон, страсть и др.), осн. понятие в индийской классич. музыке, базовое для муз. культуры Юж. Азии. Объединяет комплекс значений: принцип музицирования; методы развёртывания звукового материала; закономерности построения муз. композиции; крупная вокально-инструментальная или инструментальная форма, основанная на последовательной смене разделов, объединяемых единым сводом правил; конкретный лад и др. Существует в 2 региональных традициях: североиндийской – хиндустани и южноиндийской – карнатака. Определение понятия Р. впервые дано в трактате Матанги «Брихаддеши» (ок. 5–7 вв.), в дальнейшем обсуждалось в трактатах, где содержатся также разл. классификации Р. Теоретич. разработанность Р. как «учёной» музыки (рагдар) отличает её от традиц. музыки региона, не опирающейся на сложные правила. Р. находит воплощение в разл. вокальных и инструментальных жанрах/формах сев.-инд. (дхрупад, кхайяль, тхумри) и юж.-инд. (крити, киртана) музыки; кроме чистого музицирования, она охватывает разл. области муз. театра и танца.
Этич. основа Р. – феномен нада, трактуемый как метафизич., универсальная потенция звучания. Эстетич. компонент опирается на концепцию раса, подразумевающую наличие эмоционально-эстетич. коннотаций каждого из элементов Р. Космологич. аспект представлен т. н. теорией временнóй соотнесённости, определяющей соответствие разл. раг времени суток (стхана) и имеющей значение гл. обр. в музыке хиндустани. Назв. той или иной Р. кодифицирует весь звуковой комплекс Р.: выбор звукоряда, наличие характерных мелодических оборотов (пакар, пакад), определённых тонов в восходящем (ароха) или нисходящем (авароха) движении, выбор ладовых устоев и их соподчинение, структуру ладомелодического развёртывания и т. д. Разл. раги получили живописное воплощение в миниатюрах рагамала. (См. Индия, раздел Музыка и иллюстрации к нему.)
Раговая композиция реализуется во взаимодействии двух осн. принципов: рага (ладовое развёртывание) и тала (временна́я организация). Ладовое развёртывание основывается на соподчинении звукорядных тонов/ступеней (свара), вокруг которых организованы микроинтервалы (шрути), не участвующие в ладовом развёртывании, но зависимые от данного лада. Звукорядные модели (тхата и мела, соответственно в традициях хиндустани и карнатака) являются основой для ладов/модусов (различаются ладовые функции ступеней: вади, анувади, самвади, вивади), а также для образования стабильных музыкально-словесных структур (бандиш) и особого рода украшений-«гирлянд» (тан), участвующих в развёртывании лада.
Состав исполнителей может значительно варьировать в зависимости от региона, местной традиции, вида (типа) музыки, однако непременными его участниками являются: солирующий голос или инструмент (один или два: ситар, сарод, саранги, флейта бансури, язычковый шенаи); инструмент, поддерживающий звукоряд данной раговой композиции (струнные щипковые танпура, сварамандал и др.), а также ритмический инструмент, в партии которого разворачивается та или иная модель тала (мембранофоны табла, мриданг, пакхавадж).