Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́СА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова

РА́СА (санскр. «сок», «вкус», «сущ­ность»), ос­но­во­по­ла­гаю­щая ка­те­го­рия инд. эс­те­ти­ки, ха­рак­те­ри­зую­щая эмо­цио­наль­ную ре­ак­цию зри­те­ля, чи­та­те­ля, слу­ша­те­ля. Впер­вые раз­ра­бо­та­на в «Нать­я­ша­ст­ре», где опи­са­ны 8 ви­дов Р.: на­сла­ж­де­ние, смех, го­ре, гнев, ге­ро­изм, страх, от­вра­ще­ние и удив­ле­ние. Од­на из Р. вы­би­ра­лась в ка­че­ст­ве гл. чув­ст­ва дра­мы и ста­но­ви­лась сво­его ро­да ре­зуль­ти­рую­щей эмо­ци­ей, ко­то­рую в оп­ре­де­лён­ный мо­мент долж­ны бы­ли ис­пы­тать все зри­те­ли. Ре­цеп­тив­ный ас­пект Р., рас­кры­ваю­щий её сущ­ность сверх­силь­но­го, эмо­цио­наль­но ок­ра­шен­но­го экс­та­за, имел ри­ту­аль­но-ми­фо­ло­гич. про­ис­хо­ж­де­ние, к ко­то­ро­му так­же вос­хо­ди­ли сим­во­ли­ка цве­то­вых со­от­вет­ст­вий и имя бо­га-по­кро­ви­те­ля. Тех­нич. ас­пект Р. как эле­мен­та дра­ма­тич. струк­ту­ры за­дей­ст­во­вал все сред­ст­ва сце­нич. ре­пре­зен­та­ции (кос­тюм, грим, де­ко­ра­ции). С их по­мо­щью соз­да­ва­лись эмо­цио­наль­ные со­стоя­ния (бха­вы), под­раз­де­ляв­шие­ся на не­про­из­воль­ные, про­яв­ляю­щие скры­тое со­стоя­ние ге­роя в ви­де ру­мян­ца, об­мо­ро­ка или слёз, пре­хо­дя­щие (фор­ми­ро­вав­шие на­рас­таю­щий эмо­цио­наль­ный фон) и по­сто­ян­ные, сов­па­дав­шие с 8 ра­са­ми и при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях в них пе­ре­хо­див­шие. Впо­след­ст­вии Р. мно­го­крат­но пе­ре­ос­мыс­ля­лась – в ка­че­ст­ве при­зна­ка по­этич. язы­ка (у по­это­ло­гов-алан­ка­ри­ков 7–8 вв. Бха­ма­хи, Дан­ди­на и др.), до­ми­ни­рую­щей ка­те­го­рии по­эти­ки, про­яв­ляю­щей скры­тый смысл ре­чи (Анан­да­вард­ха­на, кон. 9 в.), уни­вер­саль­ной эмо­ции, при­во­дя­щей к выс­ше­му бла­жен­ст­ву (Аб­хи­на­ва­гуп­та, 10–11 вв.). В кон­цеп­ции бхак­ти в виш­ну­из­ме 15–18 вв. бы­ло ак­туа­ли­зи­ро­ва­но древ­нее са­краль­ное по­ни­ма­ние Р. как экс­та­тич. лич­но­го об­ще­ния с бо­же­ст­вом. Под влия­ни­ем прак­ти­ки йо­ги к 8 ра­сам бы­ла при­бав­ле­на Р. по­коя. На Р. опирается эстетич. компонент раги.

Лит.: Gnoli R. The aesthetic experience according to Abhinavagupta. Roma, 1956; Mas­son I. L., Patwardhan M. N. Aesthetic rapture: The Rasa̅dhyaya of the Na̅ñyaśa̅stra. Poona, 1970. Vol. 1–2; Raghavan V. The Number of Rasa-s. 3rd ed. Madras, 1975; Schwartz S. L. Rasa: Performing the divine in India. N. Y., 2004; Ли­до­ва Н. Р. Ра­са в сис­те­ме эс­те­ти­че­ских ка­те­го­рий «Нать­я­ша­ст­ры» // По­это­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки Вос­то­ка: Об­раз, стиль, жанр. М., 2010; Грин­цер П. А. Тео­рия эс­те­ти­че­ско­го вос­при­ятия («ра­са») в древ­не­ин­дий­ской по­эти­ке // Грин­цер П. А. Избр. про­изв. М., 2013. T. 2.

Вернуться к началу