РА́СА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́СА (санскр. «сок», «вкус», «сущность»), основополагающая категория инд. эстетики, характеризующая эмоциональную реакцию зрителя, читателя, слушателя. Впервые разработана в «Натьяшастре», где описаны 8 видов Р.: наслаждение, смех, горе, гнев, героизм, страх, отвращение и удивление. Одна из Р. выбиралась в качестве гл. чувства драмы и становилась своего рода результирующей эмоцией, которую в определённый момент должны были испытать все зрители. Рецептивный аспект Р., раскрывающий её сущность сверхсильного, эмоционально окрашенного экстаза, имел ритуально-мифологич. происхождение, к которому также восходили символика цветовых соответствий и имя бога-покровителя. Технич. аспект Р. как элемента драматич. структуры задействовал все средства сценич. репрезентации (костюм, грим, декорации). С их помощью создавались эмоциональные состояния (бхавы), подразделявшиеся на непроизвольные, проявляющие скрытое состояние героя в виде румянца, обморока или слёз, преходящие (формировавшие нарастающий эмоциональный фон) и постоянные, совпадавшие с 8 расами и при определённых условиях в них переходившие. Впоследствии Р. многократно переосмыслялась – в качестве признака поэтич. языка (у поэтологов-аланкариков 7–8 вв. Бхамахи, Дандина и др.), доминирующей категории поэтики, проявляющей скрытый смысл речи (Анандавардхана, кон. 9 в.), универсальной эмоции, приводящей к высшему блаженству (Абхинавагупта, 10–11 вв.). В концепции бхакти в вишнуизме 15–18 вв. было актуализировано древнее сакральное понимание Р. как экстатич. личного общения с божеством. Под влиянием практики йоги к 8 расам была прибавлена Р. покоя. На Р. опирается эстетич. компонент раги.