Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДХРУПА́Д

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 454

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик

ДХРУПА́Д (санскр. dhruvapada, букв. – не­из­мен­ные стро­ки тек­ста), во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная фор­ма (жанр) сев.-инд. клас­сической му­зы­ки (тра­ди­ция хин­ду­ста­ни). Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ве­ли­че­ст­вен­но­стью и мо­ну­мен­таль­но­стью. Тек­сты (ре­ли­ги­оз­ные, па­не­ги­ри­че­ские и др.) – пре­им. на сан­ск­ри­те. Д. вос­хо­дит к ве­ди­че­ской эпо­хе, во­брал в се­бя эле­мен­ты му­зы­ки и по­эзии бхак­ти (см. в стать­ях Ин­дия, Ин­ду­изм, раз­дел му­зы­ка). Упо­ми­на­ет­ся в трак­та­те Абу-л-Фаз­ла «Аин-и-Ак­ба­ри» – «Ус­та­нов­ле­ния Ак­ба­ра» (2-я пол. 16 в.), раз­ви­вал­ся в твор­че­ст­ве му­зы­кан­тов 16 в. Тан­се­на Миа­на и Сва­ми Ха­ри­да­сы. Со­хра­нил зна­че­ние нор­ма­ти­ва в совр. прак­ти­ке му­зи­ци­ро­ва­ния; ос­вое­ние Д. яв­ля­ет­ся обя­зат. ста­ди­ей обу­че­ния сев.-инд. му­зы­кан­тов. Муз. струк­ту­ра Д. со­от­вет­ст­ву­ет строе­нию по­этич. тек­ста (при­сут­ст­ву­ют раз­де­лы стхайи, ан­та­ра, сан­ча­ри и аб­хог). Осо­бен­но­сти ла­до­ме­ло­ди­че­ской мо­де­ли (ра­га) рас­кры­ва­ют­ся в про­тя­жён­ном на­чаль­ном раз­де­ле (алап), рас­пе­вае­мом в сво­бод­ном мет­ре на отд. сло­ги. Во­каль­ная пар­тия ис­пол­ня­ет­ся обыч­но дву­мя пев­ца­ми, по­ющи­ми по оче­ре­ди, под­хва­ты­вая пе­ние друг дру­га. Ак­ком­па­ни­рую­щие ин­ст­ру­мен­ты – двух­сто­рон­ний ба­ра­бан пак­ха­вадж, струн­ные щип­ко­вые – тан­пу­ра, ино­гда так­же руд­ра ви­на (см. в ст. Ви­на). В 20 в. Д. пред­став­лен гл. обр. в твор­че­ст­ве се­мьи Да­гар.

Вернуться к началу