ВИ́НА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИ́НА, группа инд. струнных щипковых инструментов типа лютни. Южноиндийская В. (карнатская традиция) имеет полусферич. корпус-резонатор из «благородного» (чёрного, розового) дерева, широкий гриф длиной ок. 60 см с 24 ладками, 5 основных и 3 дополнительные струны. Шейка оканчивается стилизованной головой дракона. Дополнительный резонатор в верхней части шейки изготавливается из дерева или высушенной тыквы. Общая длина инструмента до 135 см. Настройка, основанная на фиксиров. ладках, позволяет исполнять разнообразные раги, не перестраивая инструмента. Прежде использовалась настройка, основанная на подвижном креплении ладков; при ней В. перестраивалась для каждой раги. Высота тоники акустически относительна. Мн. приёмы звукоизвлечения (напр., техника звуковысотной нюансировки), описанные и классифицированные ещё в старинных трактатах, определяют практику музицирования на В. доныне. В инструментальной музыке Юж. Индии В. занимает важнейшее место. Свой совр. облик унаследовала от «вины Сарасвати» (по имени богини Сарасвати – покровительницы этого инструмента), которую изобрёл Муттусвами Дикшитар, а ввёл в практику Туладжа (18 в.).
Североиндийская В. – «бин» (традиция хиндустани) имеет 2 одинаковых резонатора из тыквы; объединяет признаки лютни и цитры. Уступает карнатской В. по развитости традиции и значимости в культуре.
Др. инструменты группы В.: «рудра вина» (предшественница «бин», известна с 16 в.), хиндустанская «вичитра вина», карнатский «готтувадьям». В 20 в. появились модернизиров. разновидности.
В. издавна использовалась в классич. музыке Индии и всей Юж. Азии. Композиции «крити» (основа репертуара совр. исполнителей на южноиндийской В.) представляют собой инструментальные версии вокальных «крити» классиков карнатской музыки (Тьягараджа, Муттусвами Дикшитар, Шьяма Шастри и др.). В музыке хиндустани инструмент существует в рамках традиции дхрупад (как аккомпанирующий). В. связана и с танцевально-театральными традициями, восходящими к обрядовой практике. Все аспекты традиции (от деталей конструкции инструмента до смысла музицирования на нём) имеют высокую степень символизации и мифологизации.
В рамках южноиндийских региональных стилей существуют «школы»: тривандрамская (семейство Бхагаватар), танджурская (Тьягараджа, семейства Дикшитар, Адийяпайя, Малайяппа Айер), майсурская (представитель – один из виднейших совр. музыкантов Доресвами Айенгара), андхрская (Эмани Шанкар Шастри, Читти Бабу).
В древних трактатах термин «В.» обозначал все южноазиатские струнные инструменты.