Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик
Падмавати Анантхагопалан с виной (южноиндийская традиция).

ВИ́НА, груп­па инд. струн­ных щип­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов ти­па лют­ни. Юж­но­ин­дий­ская В. (кар­нат­ская тра­ди­ция) име­ет по­лу­сфе­рич. кор­пус-ре­зо­на­тор из «бла­го­род­но­го» (чёр­ного, ро­зо­во­го) де­ре­ва, ши­ро­кий гриф дли­ной ок. 60 см с 24 лад­ка­ми, 5 ос­нов­ных и 3 до­пол­ни­тель­ные стру­ны. Шей­ка окан­чи­ва­ет­ся сти­ли­зо­ван­ной го­ло­вой дра­ко­на. До­пол­ни­тель­ный ре­зо­на­тор в верх­ней час­ти шей­ки из­го­тав­ли­ва­ет­ся из де­ре­ва или вы­су­шен­ной ты­к­вы. Об­щая дли­на ин­ст­ру­мен­та до 135 см. На­строй­ка, ос­но­ван­ная на фик­си­ров. лад­ках, по­зво­ля­ет ис­пол­нять раз­но­об­раз­ные ра­ги, не пе­ре­страи­вая ин­стру­мен­та. Пре­ж­де ис­поль­зо­ва­лась на­строй­ка, ос­но­ван­ная на под­виж­ном кре­п­ле­нии лад­ков; при ней В. пе­ре­страи­ва­лась для ка­ж­дой ра­ги. Вы­со­та то­ни­ки аку­сти­че­ски от­но­си­тель­на. Мн. приё­мы зву­ко­из­вле­че­ния (напр., тех­ни­ка зву­ко­вы­сот­ной ню­ан­си­ров­ки), опи­сан­ные и клас­си­фи­ци­ро­ван­ные ещё в ста­рин­ных трак­та­тах, оп­ре­де­ля­ют прак­ти­ку му­зи­ци­ро­ва­ния на В. до­ны­не. В ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке Юж. Ин­дии В. за­ни­ма­ет важ­ней­шее ме­сто. Свой совр. об­лик унас­ле­до­ва­ла от «ви­ны Са­рас­ва­ти» (по име­ни бо­ги­ни Са­рас­ва­ти – по­кро­ви­тель­ни­цы это­го ин­ст­ру­мен­та), ко­то­рую изо­брёл Мут­тус­ва­ми Дик­ши­тар, а ввёл в прак­ти­ку Ту­лад­жа (18 в.).

Се­ве­ро­ин­дий­ская В. – «бин» (тра­ди­ция хин­ду­ста­ни) име­ет 2 оди­на­ко­вых ре­зо­на­то­ра из ты­к­вы; объ­е­ди­ня­ет при­зна­ки лют­ни и цит­ры. Ус­ту­па­ет кар­нат­ской В. по раз­ви­то­сти тра­ди­ции и зна­чи­мо­сти в куль­ту­ре.

Др. ин­ст­ру­мен­ты груп­пы В.: «руд­ра ви­на» (пред­ше­ст­вен­ни­ца «бин», из­вест­на с 16 в.), хин­ду­стан­ская «ви­чит­ра ви­на», кар­нат­ский «гот­ту­вадь­ям». В 20 в. поя­ви­лись мо­дер­ни­зи­ров. раз­но­вид­но­сти.

В. из­дав­на ис­поль­зо­ва­лась в клас­сич. му­зы­ке Ин­дии и всей Юж. Азии. Ком­по­зи­ции «кри­ти» (ос­но­ва ре­пер­туа­ра совр. ис­пол­ни­те­лей на юж­но­ин­дий­ской В.) пред­став­ля­ют со­бой ин­ст­ру­мен­таль­ные вер­сии во­каль­ных «кри­ти» клас­си­ков кар­нат­ской му­зы­ки (Тья­га­рад­жа, Мут­тус­ва­ми Дик­ши­тар, Шья­ма Ша­ст­ри и др.). В му­зы­ке хин­ду­ста­ни ин­ст­ру­мент су­ще­ст­ву­ет в рам­ках тра­ди­ции дхру­пад (как ак­ком­па­ни­рую­щий). В. свя­за­на и с тан­це­валь­но-те­ат­раль­ны­ми тра­ди­ция­ми, вос­хо­дя­щи­ми к об­ря­до­вой прак­ти­ке. Все ас­пек­ты тра­ди­ции (от де­та­лей кон­ст­рук­ции ин­ст­ру­мен­та до смыс­ла му­зи­ци­ро­ва­ния на нём) име­ют вы­со­кую сте­пень сим­во­ли­за­ции и ми­фо­ло­ги­за­ции.

В рам­ках юж­но­ин­дий­ских ре­гио­наль­ных сти­лей су­ще­ст­ву­ют «шко­лы»: три­ван­д­рам­ская (се­мей­ст­во Бха­га­ва­тар), тан­д­жур­ская (Тья­га­рад­жа, се­мей­ст­ва Дик­ши­тар, Адий­я­пайя, Ма­лай­яп­па Ай­ер), май­сур­ская (пред­ста­ви­тель – один из вид­ней­ших совр. му­зы­кан­тов До­рес­ва­ми Ай­ен­га­ра), андхр­ская (Эма­ни Шан­кар Ша­ст­ри, Чит­ти Ба­бу).

В древ­них трак­та­тах тер­мин «В.» обо­зна­чал все юж­но­ази­ат­ские струн­ные ин­ст­ру­мен­ты.

Лит.: Deva B. Ch. Musical instruments of ­India. New Delhi, 1987; Ли­со­вой В. И. Сов­ре­мен­ная традиция ис­пол­ни­тель­ст­ва на юж­но­ин­дий­ской ви­не // Тра­ди­ции и сов­ре­мен­ность в ин­дий­ской му­зы­ке. М., 1988. С. 109–114; Го­ро­хо­вик Е. М. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Ин­дии. Минск, 2005.

Вернуться к началу