Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИ́ТРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 358

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЦИ́ТРА (нем. Zither, от лат. cithara, от греч. ϰιϑάρα), струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент (хор­до­фон), рас­про­стра­нён­ный в стра­нах Ев­ро­пы в 18–20 вв.

Фото Thomas Quine / flickr.com Концертная цитра.

В ши­ро­ком смыс­ле «Ц.» – ти­по­вое (или ви­до­вое) обо­зна­че­ние мно­го­числ. ин­ст­ру­мен­тов клас­са хор­до­фо­нов, са­мый об­щий при­знак ко­то­рых – на­ли­чие ре­зо­на­тор­но­го кор­пу­са, над ко­то­рым на­тя­ну­ты стру­ны. Под цит­ро­вид­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми по­ни­ма­ют­ся не толь­ко щип­ко­вые (гус­ли, кан­те­ле, ка­нун), но и удар­ные (цим­ба­лы) и смыч­ко­вые (исл. фид­ла) ин­ст­ру­мен­ты. Кор­пус по очер­та­ни­ям мо­жет быть пря­мо­уголь­ным, тре­уголь­ным, тра­пе­цие­вид­ным, кры­ло­вид­ным (т. н. ко­роб­ча­тые цит­ры; они все­гда щип­ко­вые или удар­ные), лют­не­об­раз­ным (бан­ду­ра), труб­ча­тым (ма­да­га­скар­ская Ц. «ва­ли­ха») и др. Ко­ли­че­ст­во струн зна­чи­тель­но варь­и­ру­ет. Ран­ние изо­бра­же­ния цит­ро­вид­ных ин­ст­ру­мен­тов встре­ча­ют­ся в иск-ве Древ­не­го Ки­тая, Древ­ней Ин­дии, го­су­дарств Вост. и Юго-Вост. Азии. При­ме­ры т. н. длин­ной цит­ры – кит. цинь, япон. кото.

Пред­фор­ма ев­роп. Ц. – шайт­хольц (нем. Scheitholz, букв. – по­ле­но), из­вест­ный со вре­мён Сред­не­ве­ко­вья (упо­ми­на­ет­ся у М. Пре­то­риу­са сре­ди «пре­зрен­ных ин­ст­ру­мен­тов»). Со 2-й пол. 18 в. в гер­ма­ноя­зыч­ных стра­нах Ев­ро­пы к по­доб­ным ин­ст­ру­мен­там с пло­ским клеё­ным кор­пу­сом в ви­де пря­мо­уголь­но­го ящи­ка ста­ли при­ме­нять назв. «Ц.». Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная раз­но­вид­ность «аль­пий­ской» Ц. – «зальц­бург­ская», с асим­мет­рич­ным кор­пу­сом, на­кле­ен­ным на не­го гри­фом с лад­ка­ми. Ц. пер­во­на­чаль­но рас­про­стра­ни­лась как эле­мент нар. бы­то­вой куль­ту­ры. В 1-й пол. 19 в. пре­вра­ти­лась из сель­ско­го в об­ще­упот­ре­би­тель­ный ин­ст­ру­мент раз­вле­ка­тель­ной му­зы­ки, в 19 в. во­шла в мо­ду в го­ро­дах. В 1830–40-х гг. ста­ли по­яв­лять­ся усо­вер­шен­ст­во­ван­ные Ц., со­хра­няв­шие гл. обр. «зальц­бург­скую» фор­му, к 1877 на её ос­но­ве бы­ла вы­ра­бо­та­на кон­церт­ная Ц. (гриф с 29 лад­ка­ми).

При иг­ре Ц. кла­дут на стол или на ко­ле­ни, ме­ло­дич. стру­ны при­жи­ма­ют паль­ца­ми ле­вой ру­ки; на­де­тым на боль­шой па­лец пра­вой ру­ки плек­тром (в ви­де коль­ца с «но­гот­ком») за­щи­пы­ва­ют ме­ло­дич. стру­ны, др. паль­ца­ми «вы­би­ра­ют» со­про­во­ж­де­ние. Для ан­самб­ле­вой иг­ры ис­поль­зу­ют­ся се­мей­ст­ва цитр. Ин­ст­ру­мент по­сте­пен­но стал про­фес­сио­наль­ным, во 2-й пол. 19 – 20 вв. для не­го на­пи­са­но мно­го про­из­ве­де­ний как в са­лон­ном, так и в кон­церт­ном сти­ле, бы­ли из­да­ны шко­лы иг­ры на Ц. К на­ча­лу 1-й ми­ро­вой вой­ны Ц. рас­про­стра­ни­лась по всей тер­ри­то­рии Гер­ма­нии и Ав­ст­рии, бы­ла из­вест­на так­же в Че­хии, Сло­ва­кии, Рос­сии (в 1914 в Мо­ск­ве цит­рист В. Р. Йод­ко из­дал кн. «Цит­ра. Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк и опи­са­ние ин­ст­ру­мен­та»). В Сов. Рос­сии куль­ту­ра иг­ры на Ц. как ин­ст­ру­мен­те «ари­сто­кра­ти­че­ском» и «ино­стран­ном» бы­ст­ро со­шла на нет.

Лит.: Brandlmeier J. Handbuch der Zither. Münch., 1963; Diе grosse Familie der Zitherr. Oberthal, 1993.

Вернуться к началу