ЦИ́ТРА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИ́ТРА (нем. Zither, от лат. cithara, от греч. ϰιϑάρα), струнный щипковый инструмент (хордофон), распространённый в странах Европы в 18–20 вв.
В широком смысле «Ц.» – типовое (или видовое) обозначение многочисл. инструментов класса хордофонов, самый общий признак которых – наличие резонаторного корпуса, над которым натянуты струны. Под цитровидными инструментами понимаются не только щипковые (гусли, кантеле, канун), но и ударные (цимбалы) и смычковые (исл. фидла) инструменты. Корпус по очертаниям может быть прямоугольным, треугольным, трапециевидным, крыловидным (т. н. коробчатые цитры; они всегда щипковые или ударные), лютнеобразным (бандура), трубчатым (мадагаскарская Ц. «валиха») и др. Количество струн значительно варьирует. Ранние изображения цитровидных инструментов встречаются в иск-ве Древнего Китая, Древней Индии, государств Вост. и Юго-Вост. Азии. Примеры т. н. длинной цитры – кит. цинь, япон. кото.
Предформа европ. Ц. – шайтхольц (нем. Scheitholz, букв. – полено), известный со времён Средневековья (упоминается у М. Преториуса среди «презренных инструментов»). Со 2-й пол. 18 в. в германоязычных странах Европы к подобным инструментам с плоским клеёным корпусом в виде прямоугольного ящика стали применять назв. «Ц.». Наиболее распространённая разновидность «альпийской» Ц. – «зальцбургская», с асимметричным корпусом, наклеенным на него грифом с ладками. Ц. первоначально распространилась как элемент нар. бытовой культуры. В 1-й пол. 19 в. превратилась из сельского в общеупотребительный инструмент развлекательной музыки, в 19 в. вошла в моду в городах. В 1830–40-х гг. стали появляться усовершенствованные Ц., сохранявшие гл. обр. «зальцбургскую» форму, к 1877 на её основе была выработана концертная Ц. (гриф с 29 ладками).
При игре Ц. кладут на стол или на колени, мелодич. струны прижимают пальцами левой руки; надетым на большой палец правой руки плектром (в виде кольца с «ноготком») защипывают мелодич. струны, др. пальцами «выбирают» сопровождение. Для ансамблевой игры используются семейства цитр. Инструмент постепенно стал профессиональным, во 2-й пол. 19 – 20 вв. для него написано много произведений как в салонном, так и в концертном стиле, были изданы школы игры на Ц. К началу 1-й мировой войны Ц. распространилась по всей территории Германии и Австрии, была известна также в Чехии, Словакии, России (в 1914 в Москве цитрист В. Р. Йодко издал кн. «Цитра. Краткий исторический очерк и описание инструмента»). В Сов. России культура игры на Ц. как инструменте «аристократическом» и «иностранном» быстро сошла на нет.