КО́ТО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ТО, япон. 13-струнная цитра (др. названия со, со-но кото). Ведёт происхождение от кит. цитры чжэн, с кон. 6 в. входившей в кит. придворный оркестр. Корпус длиной 152–194 см (традиц. длина 6 сяку, т. е. 182 см), выпуклая дека слегка расширяется к «головной» части, которая располагается у правой руки играющего. Струны натянуты параллельно друг другу между 2 фиксированными порожками, каждая струна опирается на подвижную подставку, с помощью которой производится настройка. Играют на К. плектрами-ноготками, надеваемыми на большой, указательный и средний пальцы правой руки; пальцы левой руки касаются струны рядом с подставкой с целью орнаментации звука, в необходимых случаях также защипывают струны.
Ранняя разновидность К. – гакусо, известна с 8 в., входила в придворный оркестр гагаку. Настройка соответствует звукорядам «рё» и «рицу» с учётом абсолютной высоты звука по системе дзюнирицу (кит. люй-люй). (Совр. вид этого инструмента имеет диапазон от «ля» большой до «до-диез» 3-й октавы.) Древнейшая нотация К. (табулатурная) датируется 10 в. С кон. 15 – нач. 16 вв. развивалась сольная традиция цукусигото, или цукусисо (от Цукуси – назв. о. Кюсю в древности), где певец сам аккомпанирует себе на К.; гл. жанр – сюита кумиута. В 17–18 вв. возник ряд сольных инструментальных традиций игры на К., объединяемых понятием дзокусо (соответствующие инструменты, также называемые дзокусо, несколько различаются по размеру и по формам плектров); крупнейшие музыканты этого направления – Яцухаси Кэнгё, Икута Кэнгё, Ямада Кэнгё и их школы; осн. жанры – сюиты даммоно, тэготомоно. Традиц. нотации появились в сер. 17 в.
В Древней Японии (8–12 вв.) К. – общее название струнных щипковых инструментов. К. называют также любую япон. длинную цитру, включая 1-струнную сумагото, 17-струнную дзюситигэнкин (изобретена М. Мияги в нач. 20 в.), 80-струнную хатиёдзюгэн (изобретена в эпоху Мэйдзи, 1868–1912).
Для К. сочиняли мн. япон. композиторы 20 в., М. Мияги создал концерт для К. и европ. оркестра «Этэнраку хэнсокёку» (1928). 2 концерта для К. с оркестром написал Г. Кауэлл (1962, 1965).