Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 512

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова

КО́ТО, япон. 13-струн­ная цит­ра (др. на­зва­ния со, со-но ко­то). Ве­дёт про­ис­хо­ж­де­ние от кит. цит­ры чжэн, с кон. 6 в. вхо­див­шей в кит. при­двор­ный ор­кестр. Кор­пус дли­ной 152–194 см (тра­диц. дли­на 6 ся­ку, т. е. 182 см), вы­пук­лая де­ка слег­ка рас­ши­ря­ет­ся к «го­лов­ной» час­ти, ко­то­рая рас­по­ла­га­ет­ся у пра­вой ру­ки иг­раю­ще­го. Стру­ны на­тя­ну­ты па­рал­лель­но друг дру­гу ме­ж­ду 2 фик­си­ро­ван­ны­ми по­рож­ка­ми, ка­ж­дая стру­на опи­ра­ет­ся на под­виж­ную под­став­ку, с по­мо­щью ко­то­рой про­из­во­дит­ся на­строй­ка. Иг­ра­ют на К. плек­тра­ми-но­гот­ка­ми, на­де­вае­мы­ми на боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний паль­цы пра­вой ру­ки; паль­цы ле­вой ру­ки ка­са­ют­ся стру­ны ря­дом с под­став­кой с це­лью ор­на­мен­та­ции зву­ка, в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях так­же за­щи­пы­ва­ют стру­ны.

Игра на кото.

Ран­няя раз­но­вид­ность К. – га­ку­со, из­вест­на с 8 в., вхо­ди­ла в при­двор­ный ор­кестр га­га­ку. На­строй­ка со­от­вет­ст­ву­ет зву­ко­ря­дам «рё» и «ри­цу» с учё­том аб­со­лют­ной вы­со­ты зву­ка по сис­те­ме дзю­ни­ри­цу (кит. люй-люй). (Совр. вид это­го ин­ст­ру­мен­та име­ет диа­па­зон от «ля» боль­шой до «до-ди­ез» 3-й ок­та­вы.) Древ­ней­шая но­та­ция К. (та­бу­ла­тур­ная) да­ти­ру­ет­ся 10 в. С кон. 15 – нач. 16 вв. раз­ви­ва­лась соль­ная тра­ди­ция цу­ку­си­го­то, или цу­ку­си­со (от Цу­ку­си – назв. о. Кю­сю в древ­но­сти), где пе­вец сам ак­ком­па­ни­ру­ет се­бе на К.; гл. жанр – сюи­та ку­миу­та. В 17–18 вв. воз­ник ряд соль­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных тра­ди­ций иг­ры на К., объ­е­ди­няе­мых по­ня­ти­ем дзо­ку­со (со­от­вет­ст­вую­щие ин­ст­ру­мен­ты, так­же на­зы­вае­мые дзо­ку­со, нес­коль­ко раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­ру и по фор­мам плек­тров); круп­ней­шие му­зы­кан­ты это­го направ­ления – Яцу­ха­си Кэн­гё, Ику­та Кэн­гё, Яма­да Кэн­гё и их шко­лы; осн. жан­ры – сюи­ты дам­мо­но, тэ­го­то­мо­но. Тра­диц. но­та­ции поя­ви­лись в сер. 17 в.

В Древ­ней Япо­нии (8–12 вв.) К. – об­щее на­зва­ние струн­ных щип­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов. К. на­зы­ва­ют так­же лю­бую япон. длин­ную цит­ру, вклю­чая 1-струн­ную су­ма­го­то, 17-струн­ную дзю­си­ти­гэн­кин (изо­бре­те­на М. Мия­ги в нач. 20 в.), 80-струн­ную ха­ти­ёд­зю­гэн (изо­бре­те­на в эпо­ху Мэйд­зи, 1868–1912).

Для К. со­чи­ня­ли мн. япон. ком­по­зи­то­ры 20 в., М. Мия­ги соз­дал кон­церт для К. и ев­роп. ор­ке­ст­ра «Этэн­ра­ку хэн­со­кё­ку» (1928). 2 кон­цер­та для К. с ор­ке­ст­ром на­пи­сал Г. Кау­элл (1962, 1965).

Лит.: Loeb D. An analytic study of Japanese koto music // Music Forum. N. Y., 1976. Vol. 4; Ackermann P. Studien zur Koto-Musik von Edo. Kassel u. a., 1986; Johnson H. A Koto by any other name: exploring Japanese systems of musical instrument classification // Asian Mu­sic. 1996/1997. Vol. 28. № 1; idem. Traditions old and new: continuity, change, and innova­tion in Japanese koto-related zither // Journal of the American Musical Instrument Society. 2003. Vol. 29. P. 181–229; idem. The koto: a traditional instrument in contemporary Japan. Amst., 2004.

Вернуться к началу