Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮЙ-ЛЮЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 239-240

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова

ЛЮЙ-ЛЮЙ (кит., букв. – 12 мер; люй – за­кон, ме­ра, строй), кит. 12-зву­ко­вая сис­те­ма, слу­жив­шая ос­но­вой на­строй­ки муз. ин­ст­ру­мен­тов. Тео­ре­ти­че­ски раз­ра­бо­та­на в эпо­ху Чжоу. Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет соз­да­ние Л.-л. ле­ген­дар­но­му имп. Ху­анди и его при­двор­но­му учё­но­му и му­зы­кан­ту Лин Лу­ню. По пре­да­нию, ин­ст­ру­мент Ху­ан-ди (ти­па флей­ты мно­го­стволь­ной) со­сто­ял из 12 бам­бу­ко­вых тру­бок, ме­рой дли­ны ко­то­рых слу­жи­ли зёр­на чёр­но­го про­са (от­ли­ча­ют­ся по­сто­ян­ст­вом раз­ме­ра). Пер­вая из тру­бок (дли­ной в 81 зер­но) про­из­во­ди­ла звук час­то­той ок. 336 Гц и бы­ла на­зва­на «ху­ан чжун» («жёл­тый ко­ло­кол»). На­бор длин (81, 76, 72, 68, 64, 60, 57, 54, 51, 48, 45, 42) со­дер­жит от­но­ше­ния чис­тых квар­ты (4:3) и квин­ты (3:2) и не со­дер­жит ок­та­вы (2:1), т. о., о тем­пе­ра­ции в пре­де­лах ок­та­вы речь пер­во­на­чаль­но не шла. Уни­фи­ка­ция из­ме­ре­ний име­ла ри­ту­аль­ный и на­тур­фи­ло­соф­ский смысл: чёт­ные зву­коступени сим­во­ли­зи­ро­ва­ли ка­те­го­рию инь, не­чёт­ные – ян (см. Инь и ян); ка­ж­дый из то­нов со­от­вет­ст­во­вал од­но­му из 12 ме­ся­цев, зна­ков зо­диа­ка, ча­сов су­ток и т. п. Зву­ки но­ти­ро­ва­лись по­сред­ст­вом 12 идео­грамм, тео­ре­ти­че­ски ка­ж­дый звук мог стать I сту­пе­нью зву­ко­ря­да. Гим­ны в служ­бе Кон­фу­цию в со­от­вет­ст­вии с се­зо­ном ис­пол­ня­лись в оп­ре­де­лён­ных «то­наль­но­стях» (вы­сот­ных по­ло­же­ни­ях), в оп­ре­де­лён­ное вре­мя су­ток, что­бы при­вес­ти му­зы­ку в со­зву­чие с «все­лен­ской гар­мо­ни­ей». С при­хо­дом к вла­сти но­вой ди­на­стии ус­та­нав­ли­ва­лась но­вая эта­лон­ная вы­со­та то­на «ху­ан чжун», со­от­вет­ст­вен­но пе­ре­на­страи­ва­лись на­бо­ры ко­ло­ко­лов, ли­то­фо­нов бянь­цин и др. ин­ст­ру­мен­тов при­двор­ных ор­ке­ст­ров. Тео­рия Л.-л. не­од­но­крат­но ис­сле­до­ва­лась и ком­мен­ти­ро­ва­лась: в 12 в. был соз­дан «Но­вый трак­тат о люй-люй» Кай Юань­ди­на, в 16 в. Чжу Цзай­юй соз­дал рав­но­мер­но тем­пе­ри­ро­ван­ный строй Л.-л.

Сис­те­ма Л.-л. ис­поль­зо­ва­лась в при­двор­ной и ре­лиг. му­зы­ке стран, ис­пы­тав­ших кит. влия­ние (Ко­рея, Вьет­нам, Япо­ния); в япон. трак­та­тах сис­те­ма Л.-л. по­лу­чи­ла назв. «дзю­ни­ри­цу», а флей­ты-ка­мер­то­ны – «рик­кан».

Лит.: Kuttner F. A musicological interpreta­tion of twelve Lüs in Chine’s traditional tone sys­tem // Journal of the Society of Ethnomu­si­co­lo­gy. 1965. Vol. 9. № 1; Цзо Чжэнь­гу­ань. О му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ской сис­те­ме «люй» в ки­тай­ской му­зы­ке // Му­зы­ка стран Азии и Аф­ри­ки. М., 1987. Вып. 5; Sissaouri V. Cos­mos, magie et politique: la musique ancienne de la Chi­ne et du Japon. P., 1992.

Вернуться к началу