ЛЮЙ-ЛЮЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮЙ-ЛЮЙ (кит., букв. – 12 мер; люй – закон, мера, строй), кит. 12-звуковая система, служившая основой настройки муз. инструментов. Теоретически разработана в эпоху Чжоу. Традиция приписывает создание Л.-л. легендарному имп. Хуанди и его придворному учёному и музыканту Лин Луню. По преданию, инструмент Хуан-ди (типа флейты многоствольной) состоял из 12 бамбуковых трубок, мерой длины которых служили зёрна чёрного проса (отличаются постоянством размера). Первая из трубок (длиной в 81 зерно) производила звук частотой ок. 336 Гц и была названа «хуан чжун» («жёлтый колокол»). Набор длин (81, 76, 72, 68, 64, 60, 57, 54, 51, 48, 45, 42) содержит отношения чистых кварты (4:3) и квинты (3:2) и не содержит октавы (2:1), т. о., о темперации в пределах октавы речь первоначально не шла. Унификация измерений имела ритуальный и натурфилософский смысл: чётные звукоступени символизировали категорию инь, нечётные – ян (см. Инь и ян); каждый из тонов соответствовал одному из 12 месяцев, знаков зодиака, часов суток и т. п. Звуки нотировались посредством 12 идеограмм, теоретически каждый звук мог стать I ступенью звукоряда. Гимны в службе Конфуцию в соответствии с сезоном исполнялись в определённых «тональностях» (высотных положениях), в определённое время суток, чтобы привести музыку в созвучие с «вселенской гармонией». С приходом к власти новой династии устанавливалась новая эталонная высота тона «хуан чжун», соответственно перенастраивались наборы колоколов, литофонов бяньцин и др. инструментов придворных оркестров. Теория Л.-л. неоднократно исследовалась и комментировалась: в 12 в. был создан «Новый трактат о люй-люй» Кай Юаньдина, в 16 в. Чжу Цзайюй создал равномерно темперированный строй Л.-л.
Система Л.-л. использовалась в придворной и религ. музыке стран, испытавших кит. влияние (Корея, Вьетнам, Япония); в япон. трактатах система Л.-л. получила назв. «дзюнирицу», а флейты-камертоны – «риккан».