ГАГА́КУ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАГА́КУ (япон., букв. – изящная музыка), япон. придворная музыка. Включает инструментальные жанры (тогаку, комагаку, риннюгаку, синтоистская музыка микагура) и муз.-танцевальные представления в масках (бугаку). Восходит к муз. традициям древнекорейских государств (3–4 вв.) и Китая эпохи Тан. В 701 была учреждена муз. палата Гагакурё, в которую вошли музыканты-инструменталисты (гакунины), танцоры и танцовщицы, певцы и певицы, кор. и кит. учителя, мастера муз. инструментов. Первоначально репертуар оркестров Г. включал музыку, завезённую с континента (в т. ч. центр.-азиат. и инд. происхождения), позднее также собственно японскую. В сер. 9 в. учреждена 2-я муз. палата – Оутадокоро (Палата великих песен), в ведение которой была передана япон. вокально-инструментальная придворная музыка. Реформой 833–850-х гг. стандартизированы жанры и соответствующие им исполнительские составы. Вышедшие из практики Г. древние муз. инструменты (угловая арфа, 5-струнная лютня и др.) хранятся в имп. сокровищнице Сёсоин в г. Нара.
Музыка Г. обладает собственной теоретич. системой, базируется на 12-тоновом строе (см. в ст. Люй-люй), двух 7-ступенных звукорядах («рё» и «рицу»), каждый в трёх высотных положениях. Ритм (регулярный, в основном 2-дольный, в танцевальных пьесах иногда 3-дольный) существует независимо от мелодики, каждый из ударных инструментов ансамбля исполняет свои ритмич. модели внутри восьмитакта, четырёхтакта или двутакта. В основе музыки Г. лежит принцип линеарности: гл. мелодию проводят духовые инструменты в унисон (либо голос с духовыми в унисон), губной оргáн (сё) «уплотняет» мелодию созвучиями, струнные усиливают её опорные звуки. Исполнением инструментальных пьес управляет исполнитель на барабане какко или сан-но цудзуми, вокальных – руководитель хора, отбивающий ритм на сякубёси (дерев. трещотки). Обязательными инструментами, кроме названных, являются: гобой хитирики, поперечные флейты (рютэки, комабуэ или кагурабуэ), лютня гакубива (см. в ст. Бива), цитра гакусо (см. в ст. Кото), гонг сёко; в оркестр бугаку входят огромные, богато декорированные барабаны дадайко. Для записи инструментальных партий существует неск. типов нотации (иероглифическая, табулатурная), обучение, однако, основано на устной передаче. Древнейшая из сохранившихся записей – табулатура бивы (768). Первые известные трактаты по иск-ву Г. датируются 2-й пол. 12 в.
Временный упадок иск-ва Г. – символа имп. величия, связанный с правлением Бакуфу (с кон. 12 в.), сменился его возрождением в период последней династии сёгунов Токугава (с нач. 17 в.). В нач. 19 в. для сохранения и поддержания традиции были определены места обязательного исполнения Г.: имп. дворец в Киото, храм Касуга в Наре, храм Ситэннодзи в Осаке и имп. дворец в Эдо (ныне Токио). В 1822 создан учебник по иск-ву Г. в 10 томах – «Кабу хин моку». Мн. совр. музыканты оркестра Г. являются потомственными гакунинами (напр., династия Тоги). Гакунин Х. Хаяси в 1879 создал мелодию Гос. гимна Японии (на основе композиции «Этэнраку»); гимн исполняется либо оркестром Г., либо симфонич. (или духовым) оркестром. Муз. палата Гагакубу (быв. Гагакурё) располагается в имп. дворце в Токио.
Первые зарубежные гастроли Имп. оркестра Г. состоялись в 1959 в США. Принципы музыки Г. используют мн. совр. композиторы, первым среди европейцев к оркестру Г. обратился К. Штокхаузен («Хикари – Licht – Хикари», 1975).