Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОКУГА́ВА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Стрельцов

ТОКУГА́ВА, ди­на­стия пра­ви­те­лей Япо­нии в 1603–1867. Да­ла на­зва­ние пе­рио­ду япон. ис­то­рии. Бу­ду­чи род­ст­вен­ным се­мье ре­ген­тов Фуд­зи­ва­ра, род Т. счи­тал­ся близ­ким по про­ис­хо­ж­де­нию к им­пе­ра­тор­ско­му. Ос­но­ва­тель – То­ку­га­ва Иэ­я­су, про­воз­гла­сив­ший се­бя в 1603 сё­гу­ном и за­вер­шив­ший та­ким об­ра­зом на­ча­тый Одой Но­бу­на­гой и Тоё­то­ми Хи­дэё­си про­цесс объ­е­ди­не­ния Япо­нии.

В пе­ри­од прав­ле­ния Т. для пре­дот­вра­ще­ния за­го­во­ров и под­дер­жа­ния ло­яль­но­сти к сё­гу­на­ту зем­ли кня­зей – про­тив­ни­ков Т. под­вер­га­лись кон­фи­ска­ции и пе­ре­рас­пре­де­ле­нию. Был вве­дён ин­сти­тут за­лож­ни­че­ст­ва, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым дай­мё бы­ли обя­за­ны на по­сто­ян­ной ос­но­ве дер­жать к.-л. из чле­нов се­мьи в сто­ли­це сё­гу­на­та – г. Эдо в ка­че­ст­ве за­лож­ни­ков и лич­но про­жи­вать там в те­че­ние го­да (по­сле го­дич­но­го пре­бы­ва­ния в сво­ём по­ме­стье). Жизнь на два до­ма под­ры­ва­ла фи­нан­со­вые воз­мож­но­сти дай­мё и не по­зво­ля­ла им кон­со­ли­ди­ро­вать ре­сур­сы про­тив Т. Для от­сле­жи­ва­ния си­туа­ции в стра­не Т. был соз­дан мощ­ный ап­па­рат сек­рет­ной служ­бы, а все удель­ные кня­зья по­став­ле­ны под над­зор спец. ин­спек­то­ров. Жё­ст­кая рег­ла­мен­та­ция об­ществ.-по­ли­тич. жиз­ни и бы­то­во­го по­ве­де­ния, ос­но­ван­ная на со­слов­ной при­над­леж­но­сти, ста­ла важ­ным фак­то­ром кон­сер­ва­ции гос. строя в эпо­ху Т. Ста­биль­но­сти вла­сти Т. спо­соб­ст­во­ва­ла так­же по­ли­ти­ка са­мо­изо­ля­ции (са­ко­ку), вы­ра­жав­шая­ся в зна­чит. ог­ра­ни­че­нии лю­бых кон­так­тов с внеш­ним ми­ром.

Сре­ди 15 сё­гу­нов Т. наи­бо­лее из­вест­ны (по­ми­мо То­ку­га­вы Иэ­я­су): То­ку­га­ва Иэми­цу (1604–51) – жё­ст­кий по­ли­тик, по­да­вив­ший Си­ма­бар­ское вос­ста­ние 1637–38 и окон­ча­тель­но за­кре­пив­ший за­прет хри­сти­ан­ст­ва в Япо­нии; То­ку­га­ва Цу­наё­си (1646–1709) – по­кро­ви­тель ис­кусств; То­ку­га­ва Ёси­му­нэ (1684–1751) – су­ще­ст­вен­но ук­ре­пив­ший кон­троль над дай­мё в ре­зуль­та­те адм. ре­форм Кё­хо (1716–33). По­след­ним пред­ста­ви­те­лем Т. стал То­ку­га­ва Ёси­но­бу (1837–1913), в ре­зуль­та­те Мэйд­зи исин от­рёк­ший­ся от долж­но­сти.

Лит.: Mass J. Yoritomo and the founding of the first Bakufu: the origins of dual govern­ment in Japan. Stanford, 1999; Ис­то­рия япон­ской куль­ту­ры. М., 2011.

Вернуться к началу