ПРЕТО́РИУС
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕТО́РИУС (Praetorius; наст. фам. Шультхайс, Schultheiß) Михаэль (15.2.1571, Кройцбург, близ Эйзенаха – 15.2.1621, Вольфенбюттель), нем. композитор, органист и теоретик музыки. С 1573 учился в Лат. школе в Торгау (в т. ч. музыке – у кантора М. Фойгта), с 1582 – на теологич. ф-те в ун-те Франкфурта-на-Одере (здесь профессором теологии был его брат Андреас). Брал уроки музыки у Бартоломея Гезия – кантора и композитора, которому обязан ревностным отношением к протестантизму и живым интересом к новой церковной музыке. В 1587–90 органист Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. С 1595 органист, в 1604–13 капельмейстер при дворе в Вольфенбюттеле. В 1613–16 придворный капельмейстер в Дрездене (здесь познакомился с Г. Шютцем). По возвращении в Вольфенбюттель формально занял прежнюю должность (до 1620), при этом находился в постоянных разъездах, т. к. был востребован как композитор и органист аристократами и церковными иерархами по всей Германии (работал в Дрездене, Касселе, Магдебурге, Галле, Лейпциге, Нюрнберге и др.). Писал псалмы, мотеты, «духовные концерты», обработки лютеранских церковных песен (см. в ст. Протестантский хорал) [б. ч. опубликованы в составе 9 сб-ков «Сионские музы» («Musae Sioniae», 1605–10)]. Из светской музыки сохранилась инструментальная сюита «Терпсихора, пятая из аонийских муз» (1612).
Прославился как автор музыкально-теоретич. трактата «Syntagma musicum» (лат. «Устройство музыки», 1614–20) – самого крупного в Германии 17 в. (задуман в 4 томах, вышел в 3 томах: 1-й том на латыни, остальные – на нем. яз.). Созданный в жанре энциклопедии, он охватывает все стороны современной П. муз. теории и практики (помимо теории новейшей композиции, оставшейся в планах). Наибольшую ценность имеет т. 2 – «De organographia» (1619), который вместе с опубликованным отдельно иллюстративным приложением «Theatrum instrumentorum seu Sciagraphia» (изд. в 1620) представляет собой грандиозное систематич. описание муз. инструментов (особенно подробно описан орган). Здесь даны сведения о конструкции инструментов, строе (П. был сторонником среднетоновой темперации, его именем названа важнейшая её разновидность – т. н. преторианская), технике игры. Труд П. в целом выполнял роль надёжного справочника для нем. историков и теоретиков музыки 17 – 1-й пол. 18 вв., а данные по инструментоведению используются поныне (напр., в аутентичном исполнительстве).