ШЮТЦ ГЕНРИХ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЮТЦ (Schütz) Генрих [крещён 9.10.1585, Кёстриц (ныне Бад-Кёстриц), Тюрингия – 6.11.1672, Дрезден], нем. композитор. Крупнейший представитель раннего нем. барокко, предшественник И. С. Баха. С 1599 в Касселе, учился в Маврицианской коллегии, пел в придворной капелле, брал уроки композиции у Г. Отто. В 1608–09 учился в Марбургском ун-те (юриспруденция). В 1609–1613 жил в Венеции, обучался композиции у Дж. Габриели. По возвращении в Германию служил органистом в Касселе, с 1617 – придворным капельмейстером в Дрездене. В 1628–29 изучал сочинения К. Монтеверди и его современников в Венеции. В 1633–44 (с перерывами) капельмейстер в Копенгагене, в эти годы занимался организацией и реорганизацией придворных капелл в нем. городах. Предположительно в 1645 вернулся в Дрезден, служил до 1656.
В композиторском творчестве развивал 2 направления: «старый стиль», образцом которого служила полифония нидерландской школы (напр., в «Священных песнопениях», изд. 1625), и модные тенденции «нового стиля», во многом почерпнутого у итал. мастеров Дж. Габриели и К. Монтеверди. В основе второго – гомофония («монодия» в сопровождении бассо континуо), использование приёмов риторики музыкальной, для Ш. особенно характерно обильное использование диссонансов. Во многих сочинениях Ш. встречаются признаки обоих стилей (напр., в «Маленьких духовных концертах», изд. в 2 томах, 1636, 1639). Ш. писал преим. вокальную и вокально-инструментальную музыку, большинство произведений создано на библейские или духовные тексты (на нем. и лат. языках). Среди сочинений: сб-ки «Священные симфонии» (т. 1–3, 1629–1650), «Маленькие духовные концерты» (изд. 1639); Книга мадригалов (изд. 1611), «Псалмы Давида» (часть текстов в пер. М. Лютера; изд. 1619), «История Воскресения» (1623), «Семь слов Спасителя на Кресте» (1657), «История Рождества» (1664); «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Страсти по Луке» (все 1666).
Взгляды Ш. на композицию зафиксированы его учеником К. Бернхардом в «Tractatus compositionis augmentatus» («Расширенный трактат о композиции», 1657).